Лапта

Уточнения, необходимые для правильной организации игры

Площадка подающего должна находиться в самом центре лицевой линии «города». На спортивных соревнованиях по русской лапте она имеет ширину 3 метра, длину 1 метр и ограничивается двумя линиями.

В том случае, если игра ведётся не до определённого количества очков, а на время, то она состоит из заранее обговоренных промежутков. На официальных детских и юношеских соревнованиях по лапте это четыре тайма по 15 минут, с перерывами от 2 до 5 минут. Есть также вариант: два тайма по 20 минут.

Если подающий игрок с первого раза не попал битой по мячу, или послал его за боковые линии, то ему даётся ещё одна попытка. Если и она неудачная – игрок лишается удара. Подающему ассистирует товарищ по команде: подбрасывает для него мячик, а тот, держа биту двумя руками, посылает его в поле.

На детских и юношеских соревнованиях по лапте запрещено «осаливать» бегущего мячом в голову. Если судья считает, что «водящий» игрок умышленно метил и попал в голову бегуну, то он может предупредить этого игрока «жёлтой карточкой», либо вовсе отстранить его от игры.

Бегун считается «осалившим сам себя», если при перебежке через поле он выбежал за боковые пределы площадки; или коснулся кого-то из соперников либо мяча.

На официальных детских и юношеских соревнованиях каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. А игрок защиты, поймавший мяч после удара с лёту, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет большее количество очков.

Стандартные размеры биты (лапты) на соревнованиях: длина 90 см, вес 2 кг. Она плоская, практически как доска. Игрокам в возрасте до 12 лет предлагается пользоваться плоской битой длиной 80 см, весом 1,5 кг. Мяч берётся тот, который для «большого тенниса».

Изредка случается такая затруднительная ситуация. В активе находится только один подающий игрок – вся команда сыграла неудачно, и все, кроме него, находятся за «коном». В этом случае «последнему из могикан», который ещё ни разу не ударил по мячу, предоставляется право сделать три удара и тем самым попытаться выручить своих товарищей.

Азбука безопасности (Точка роста)

Программаориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации, а также основ оказания первой помощи пострадавшим. В содержание курса «Школа безопасности и основы оказания первой помощи» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них развитию цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Об истории русской лапты

История этой традиционной игры уходит своими корнями в далёкое прошлое. Упоминания об игре в лапту встречаются даже в памятниках древнерусской письменности. Биты и мячи для игры археологи находили при раскопках в Великом Новгороде в слоях, что относятся к XIV столетию.

В правление Петра I лапта стала применяться как одно из средств физподготовки солдат русской армии – вначале знаменитых Семёновского и Преображенского полков, а впоследствии и прочих подразделений. Была попытка включить лапту в программу физвоспитания военнослужащих и в первые годы Советской власти. Однако, в первую очередь, игра эта в нашей стране была поистине народной: на протяжении многих поколений в неё играли не только дети (хотя, конечно же, в первую очередь, они), но и люди других возрастов.

Официальные чемпионаты по игре в лапту проводились в Советском Союзе в 50-х / 60-х годах. Попытка возродить их была предпринята в 80-е годы, после постановления Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты» (1986 год).

Межрегиональная федерация русской лапты была образована в 1996 году. В 2003-м она стала Всероссийской общественной физкультурно-спортивной организацией – Федерацией русской лапты России, которая объединяет сорок шесть региональных отделений в различных субъектах РФ. Лапта является официальным видом спорта, вошедшим в Единую всероссийскую спортивную классификацию. Проводятся официальные чемпионаты, кубки, первенства России среди разных возрастных групп, традиционные всероссийские детско-юношеские турниры.

Состязания по лапте для школьников можно организовывать как на открытых травяных и земляных спортивных площадках, так и в спортивных залах и на манежах.

Ценность игры в лапту для школьников

Как уже указывалось, лапта хороша своей демократичностью. Весь необходимый инвентарь для игры инвентарь – деревянная бита и теннисный мяч. При этом игра развивает все лучшие качества, необходимые спортсмену, как физические, так и морально-волевые: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно суметь точно пробить по мячу, быстро пробежать площадку, ловко уворачиваясь от бросков соперника. С другой стороны – не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнёру по команде и метко бросать его, осаливая соперника-бегуна. Причём ситуация на игровой площадке меняется за считанные секунды, и в это время требуется быстро принять единственно правильное решение.

Экзотические разновидности

«Лапта-стукалка»

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия становится «городом». Здесь располагаются участники игры, 8–10 человек. В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 см. Нужны мяч и «лапта» – круглая палка длиной 1–1,2 м, диаметром 4 см. Ручка немного тоньше, чтобы было удобно держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом позади него. Другой игрок («ловец») выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и «лапту». Подбросив мяч, выбивает его «лаптой» в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит «лаптой» по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», а осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди на новый удар.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий «лаптой» по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он отправляется в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

«Лесная лапта»

Границы для игры отмечаются тропинками, просеками, пеньками или другими ориентирами. Играющие делятся на две команды – «подающую» и «лесную». Подающие, рассчитавшись по два, становятся за одной из коротких сторон участка, называемой «чертой города». Лесная команда располагается на месте игры в произвольном порядке. Между двумя короткими сторонами участка отмечаются три дерева, около которых перебегающие игроки из подающей команды могут делать остановку.

По сигналу руководителя один из игроков первой пары подающих бросает волейбольный мяч вперед. Вслед за этим первая пара выбегает вперед и останавливается у ближайшего из от­меченных деревьев, окружая его соеди­ненными руками. Пока они не добежали до дерева, игроки из лесной команды стараются поймать мяч и попасть им в перебегающих. Если это удается, команды меняются ролями и местами. В противном случае мяч возвращается подающим.

Теперь мяч бросает вперед игрок второй пары, после чего эта пара бежит к ближайшему дереву, а первая пара – ко второму из отмеченных деревьев. Лесные опять стараются попасть мячом в перебегающих. В случае промаха мяч вновь бросают подающие, и к ближайшему дереву выбегает третья пара. Вторая пара перебегает от первого дерева ко второму, первая – от второго к третьему, последнему дереву. При последующей перебежке (если никто не осален) первая пара бежит за противоположную короткую сторону места игры (за коновую черту), а все очередные пары перебегают от дерева к дереву. Далее, если команда все еще на подаче, первая пара бежит обратно за «городскую» черту, остальные пары последовательно меняются местами. Каждой паре, прибежавшей с кона за «городскую» черту, засчитывается очко.

Выигрывает команда, получившая за время игры больше очков. Понятно, что каждая команда стремится подольше быть подающей, так как наби­рает очки только подающая команда.

  1. Салить мячом могут только игроки лесной команды.
  2. После броска мяча из-за черты оче­редная пара игроков обязана выбегать к ближайшему дереву.
  3. Игроки лесной команды имеют право салить мячом не только игроков, перебегающих от дерева к дереву за коновую черту, но и возвращающихся в «город» игроков подающей команды.
  4. При смене ролей игроки прежней подающей команды занимают те места, которые они занимали до смены.

«Лапта через сетку»

Две команды по 10 человек располагаются с разных сторон сетки в произвольном порядке. Один из игроков по сигналу передает ударом ладони мяч через сетку, который должен приземлиться в пределах площадки соперника. В отличие от волейбола, если игрок не сумел принять мяч с лёта, разрешается касание пола с последующим подбиванием мяча игроком своему партнеру для второго паса или непосредственно удара через сетку. По правилам игры мяч не должен больше двух раз касаться пола (или рук партнера без удара о пол). Третьим ударом он перебрасывается через сетку.

Чем лапта отличается от бейсбола?

Лапта и бейсбол – две чрезвычайно близкие по своему содержанию подвижные игры. Однако фантастически далёкие по уровню своего развития, популярности и капиталовложениям. Лапта является экзотикой и большой редкостью в своей собственной стране. Только люди старших поколений с ностальгией вспоминают, как они играли в лапту или «чижика» до самого наступления темноты и не могли наиграться. Да некоторые тренеры-энтузиасты пытаются приобщить к старинной русской игре детей и молодёжь.

Бейсбол же относится к топовым, наиболее «раскрученным» видам спорта в Соединённых Штатах, собирая многочисленную болельщицкую аудиторию на стадионах и у экранов ТВ. Хотя бейсбол появился гораздо позже лапты – в середине XIX века и даже, по мнению многих, является её потомком.

И в лапте, и в бейсболе битой производятся удары по мячу и совершаются пробежки, с намерением увернуться от «осаливания» соперниками. И там, и здесь играют на очки; меняются сторонами поля.

Различия состоят в том, что в бейсболе подающий (питчер) принадлежит к команде «водящих». Он вводит мяч в игру сильным ударом в сторону «дома», где стоит бэттер (отбивающий) из команды атакующих, который старается отбить мяч битой. А за ним располагается ещё и кэтчер (ловящий), с большой перчаткой-ловушкой – он уже из команды обороняющихся. Кэтчер пытается поймать мяч. В целом, лапта получается более динамичной игрой, чем бейсбол.

Похожая на лапта игра англичан

У англичан существует схожая с лаптой игра под названием крикет. О ней известно с тринадцатого века. Название игре дала изогнутая палка пастуха «крик», играли в нее преимущественно крестьяне. Настоящая известность пришла к крикету в семнадцатом веке. Игра распространилась не только по территории Англии, но и на ее колониях. Причем местным жителям колоний в крикет играть запрещали, она была только для англичан. Постепенно изменилась ситуация и игра приобрела особую популярность. В крикете и лапте много сходства, но есть и различия. Например, в количестве игроков, размере поля (квадратное и овальное), в лапте соперники мяч друг другу подают, а в крикете такого правила нет, в крикете защищают калитку и мяч необходимо нести к калитке. Схожи игры своими целями, атрибутами (бита, мяч), наличием линий.

Описание

“Лапта” – русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику “осалить” себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол и крикет.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель Алексей Куприн: “Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места”.

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина — 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Простые правила игры для школьников

Итак, участники игры делятся на две, равные по количеству людей, команды. По 5-12 человек (обычно 6). Бросают жребий, по итогам которого одна команда отправляется в «город», а другая – «водит» (то есть, расходится по всему полю). Команда, обосновавшаяся в «городе», начинает игру. Ударом лапты подающий посылает мяч как можно дальше в поле. После чего его задачей является пробежать через площадку за линию «кона» и вернуться назад.

Игроки другой команды, «водящие» в поле, ловят летящий от удара лапты мяч (причём, если он будет пойман прямо с лёту, то команды меняются местами, и за пойманный с лёту мяч начисляется 1 очко). После того, как мяч оказался в их руках, главной задачей «водящих» становится «осалить» бегущего через площадку соперника. То есть, метко попасть в него мячом. При этом можно перебрасывать мячик друг другу, выбирая наиболее удачную позицию для прицельного броска (но бегать с мячом в руках нельзя, как и касаться бегуна или мешать его передвижению).

Если игрокам «водящей» команды удалось «осалить» (или «запятнать») бегуна, то они переходят в «город». Если же этого сдать не удаётся, то можно попытаться быстро закинуть мяч в «город», и тогда бегун, не успевший вернуться к своей команде, остаётся за линией «кона» и ждёт следующей возможности сделать это.

За чертой «кона», на противоположной стороне от своей команды, бегущий игрок может остаться и сам. В том случае, если он видит, что мяч «водящими» давно пойман, они готовы его «осалить», и пробежать невредимым ему будет слишком трудно. Запрещается бегуну:

  • касаться мячика;
  • выбегать за боковые пределы игровой площадки;
  • возвращаться к своей команде в «город», не побывав за линией «дома» («кона»);
  • покинув «дом» («кон»), передумывать и возвращаться обратно. Если уже решил бежать до «города» – обратной дороги нет.

«Осаленный», или же сделавший одно из указанных нарушений бегун выбывает из игры. Вернуть его может следующий подающий: при условии, что «штрафник» сможет на этот раз добежать до «города» не «осаленным».

Если же подающий / бегущий смог пробежать от «города» до «кона» и обратно, не будучи «осаленным», то его команде начисляется один балл (на некоторых соревнованиях – 2 балла), а он сам получает возможность ещё раз повторить свой триумф. Во всех прочих случаях, следующий удар лаптой наносит другой игрок команды, становясь заодно и следующим бегуном. И так, пока все не побывают в роли подающего.

Описание хода занятия о лапте и правилах игры

Мотивируя деятельность учащихся на подготовительном этапе урока, учитель сообщает классу о начале изучения новой темы «Лапта». Данный вид спорта наверняка знаком некоторым из учащихся, а кто-то может умеет и играть в нее.

Школьники познакомятся с историей появления и развития этой увлекательной и интересной игры. Разместившись на гимнастических скамейках, ребята слушают обязательный инструктаж по технике безопасности, которым необходимо руководствоваться на уроках физической культуры при изучении лапты.

Основная часть урока позволяет углубить знания учащихся об истории возникновения лапты, после чего ребята делятся на группы и составляют друг для друга творческие задания по теме урока. К оценке творческих заданий можно привлечь учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, а также отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ). Для этого данная группа учащихся заранее получает задание. Из истории лапты и становления правил игры

Лапта является одной из самых древних русских игр, известной, по некоторым источникам, еще в 10 веке. Найдены при раскопках древнерусского Новгорода лапта и множество мячей. Это свидетельствует о том, что лапта живет в народе уже более тысячи лет.

При Петре I эта игра была самой любимой в среде молодежи. Различные народы мира имеют схожие с лаптой игры, иначе именуемые, и имеющие собственные правила. К примеру: английский крикет, кубинский пелот, финский песа пало, американский бейсбол, немецкий шлагбал и другие.

Однако первое официальное состязание по лапте состоялось лишь в 1957 году. Но уже в 1958 году прошел в СССР первый чемпионат, способствовавший дальнейшей популяризации этой игры по всей стране. После небольшого затишья в 60-70 годах, постановление Государственного комитета по спорту от 1987 года, дало новый импульс развитию этой игры.

С 1995 года начинают действовать новые правила соревнований по лапте. А в 1997 году начинает свою работу Федерация русской лапты, объединившая любителей и профессионалов данной увлекательной игры со всей страны. Несмотря на то, что лапта не становится международной игрой, в России организуются ежегодные кубки, чемпионаты и первенства по русской лапте среди различных возрастных категорий.

Практическая часть урока по теме Лапта

Для содействия постепенному разогреву организма и введения его в продуктивную работу, на этапе практической части, класс выполняет ходьбу в обход спортивного зала

Следует обращать внимание на сохранение учащимися заданной дистанции, которая должна быть оговорена учителем заранее

После пробежки выполняются упражнения на месте. Автором предложены к выполнению упражнения, которые способствуют увеличению эластичности мышц, улучшению координации движения, а также гибкости позвоночника.

На следующем этапе урока физической культуры учитель обучает ребят технике удара битой, правильной перебежке и технике ловли мяча, именуемая «свечой». После знакомства с правилами и техникой безопасности, предлагается применить полученные знания на практике в процессе игры. В ходе двусторонней игры учитель всячески подсказывает ребятам, разъясняя спорные моменты.

Скачать подробную методическую разработку по физкультуре на тему «Лапта, правила игры» вместе с качественной мультимедийной презентацией можно в начале статьи.

Скачать презентацию «Лапта, правила игры»

Поделиться с друзьями

Лапта для школьников России

В нашей стране создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила не только самой игры, но и соревнований по ней между командами; различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации и проведению состязаний.

Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для детско-юношеских спортивных школ. Специальные отделения по русской лапте организованы и работают в ДЮСШ Воронежской и Новгородской, Челябинской и Томской, Тульской, Амурской, Свердловской областей, в Башкирии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector