Жмурки или ЖПМ
Этот вариант жмурок у детей часто сокращается до трехбуквенного обозначения «ЖПМ». Аббревиатура расшифровывается как:
Ж — живой,
П — полумертвый
М — мертвый
В этом варианте также есть жмурка — водящий с завязанными глазами и игроки, которые от него прячутся.
Правила игры в ЖПМ
Дети рисуют на земле (асфальте) большой круг. В центре круга со словами «ЖПМ-ЖПМ» раскручивают жмурку. Как только он останавливается дети распределяются в очерченном круге. Выходить за его пределы игрокам не разрешается.
Если выбран Ж — живой, то игроки могут потихоньку перемещаться в кругу, чтобы водящий их не зажмурил.
Если названа буква П — полумертвый, то игрок, к которому приближается жмурка может сделать 14 шагов в сторону.
Если прозвучало М — мертвый, то все дети стоят смирно по своим местам и не могут сдвигаться и убегать от вады.
Как только водящий «зажмурил» попавшего под руку игрока, он должен угадать кто перед ним. Если угадал правильно, то пойманный игрок становится жмуркой.
Правила игры «Жмурки»
Ниже приведены правила 3 версий игры «Жмурки». Предложите группе детей попробовать поиграть во все варианты. Потом спросите какая понравилась больше и почему. В какой игре были самые сложные или смешные моменты.
Классические жмурки
Пригласите поиграть как можно больше ребят. Выберите водящего. Чтобы никому не было обидно, лучше пусть его выберет считалочка. Участники ставят водящего в центр, завязывают шарфом глаза и раскручивают. Можно в этот момент приговаривать для задора:
Затем ребята убегают и «дразнят» водящего. Они могут хлопать в ладоши, топать ногами, и всячески намекать где находятся
Важно сразу договориться, чтобы игроки предупреждали водящего, когда рядом есть препятствия. Например, опасные углы, яма, ступеньки
Водящий ориентируется на звуки, чтобы найти игроков-мышек. Когда ему это удается, на ощупь он угадывает кто это и говорит имя. Если получилось угадать, то теперь этот ребенок становится водящим. Не угадал? Тогда продолжают дальше.
Упрощенный вид жмурок
Водящему нужно поймать игрока, но не угадывать его имя. Тот, кого поймал занимает место ведущего.
Жмурки с колокольчиком
Игроку вешают на шею или на руку, как браслет колокольчик. Обе руки завязывают за спиной. Он будет своего рода «приманкой». Другим участникам игры завязывают глаза. Их задача — поймать игрока-колокольчика. Он аккуратно ходит, чтобы не издавать звука, но бубенчик все равно будет бренчать. В этом заключается сложность и веселье игры. Лучше проводить такие жмурки в небольшом помещении в тишине. Тогда игрокам будет проще отыскать невидимку с колокольчиком.
Немецкие жмурки
Водящему, как и в классическом варианте, завязывают глаза. Он становится в центре и говорит: «Всем ко мне!». Ребята подбегают к водящему, дотрагиваются одной рукой и замирают. Затем водящий кричит: «Все от меня». Дети разбегаются в разные стороны, до тех пор, пока водящий не скажет: «Стоп». После этого все участники замирают на месте, куда успели добежать. Игрок с завязанными глазами начинает поиски. Он ходит, выставив вперед руки, чтобы поймать друзей. Сложность в том, что игроки не могут уходить с места, но двигаться разрешается. Они могут начать выкручиваться, когда водящий проходит мимо, буквально уклоняясь от его руки. Некоторые находчивые начинают приседать. Поэтому игра развивает еще и смекалку.
Во время игры замершим игрокам можно сделать только один шаг, чтобы сместиться. Кто нарушает правило — выбывает. Для справедливости, хорошо пригласить в игру ведущего — наблюдателя за ходом игры.
Что развивает
- Чутье. Ребенок начинает реагировать даже на изменение потока воздуха;
- умение быстро ориентироваться в пространстве (у водящего);
- находить выход из нестандартных ситуаций (у игроков);
- коммуникативные способности, благодаря групповой форме игры;
- координацию;
- смекалку;
- слух.
Играть в жмурки можно и дома
и на улице
.
Для игры необходим платок
или шарф
(обязательно плотный) и колольчик
или бубен
. Если нет музыкальных инструментов — ничего страшного, сигналы можно подавать голосом или хлопая в ладоши.
Жмурки с голосом
Жмурки с голосом — разновидность простых жмурок. Игроки берутся за руки и образуют вокруг водящего хоровод. Жмурка стоит в центре хоровода и когда игроки пройдут несколько кругов, командует «стоп». После этого слова жмурка указывает пальцем на одного из игроков. Тот, на кого указал жмурка, должен дать водящему руку. Задача вады угадать по голосу, кто из игроков перед ним.
Жмурка может только 3 раза попросить игрока подать голос. Совсем необязательно говорить слово или слог, это может быть звук (мычание, мяуканье, карканье).
Если вада угадал игрока, то жмуркой становится этот игрок, а водящий становится в хоровод на его место.
Разновидности
Популярность породила образование разнообразных видов детской потехи:
Перелетные птицы. Смысл заключается в том, что в самом начале каждый шепчет на ухо жмурке наименование птицы (разнообразные). Игроки расходятся в противоположные стороны. Вода с завязанными глазами перечисляет птиц. Если названные оказались по разные стороны, то они обязаны поменяться местами. Если изначально были на одной стороне, то предстоит обежать вокруг «воды» и вернуться на свое место. В этот момент он может осалить пробегающего, отдав ему роль жмурки;
Слепая курица. Если кратко охарактеризовать правила этой вариации, то схемы идентичны содержанию оригинала. Единственным отличием считается выкрик о том, что идет слепая курица;
Звонарь. Если классические жмурки и средние варианты уже наскучили, то данная альтернатива станет интересным выходом. По правилам вода с колокольчиком на шее и завязанными руками передвигается по указанной территории, а группа, наоборот, с завязанными глазами пытается отыскать его
Необходимо тихо и осторожно пробираться между ними, чтобы не создать звона. Такой вид жмурок развивает такие качества как аккуратность и мобильность;
Спасение пленника
Если забава развивается на улице, то с помощью мела очерчивается круг. Дома вместо этого используются стулья. Один становится пленником, а другой охранником. Обоим завязывают глаза, а второму даже руки. Пленник садится на стул, а караульщик возле него пытается поймать спасителей. Осаленные игроки выбывают. Картинка отдаленно напоминает море с акулами, где стоит быть аккуратным и ловким. Любители инвентаря, предлагается использовать игрушечный пистолет для стражника, а узник может с помощью рисунков подсказывать спасителям;
Жмурки по-немецки. Данная вариация предполагает, что вада с закрытыми глазами подзывает к себе остальных, они касаются руками и стоят на месте. Далее дается команда бежать, и как только следует слово «стоп», все замирают. Жмурка начинает поиски, игрокам дается за один раунд возможность одного шага. Если водящий поймал и опознал участника, то происходит смена ролями.
Жмурки стали популярным вариантом веселого и беззаботного проведения досуга. На тему игры снят фильм, который можно скачать через торрент или посмотреть онлайн, постоянно создаются видео ролики, фотографии с мест проведения массовых забав, пишутся статьи для википедии с теми же самыми фото. Это говорит о том, что жмурки обладают социальным, воспитательным и развлекательным потенциалом.
Video с youtube-канала:
Немного из истории игры Жмурки
Исследователи считают, что игра Жмурки произошла от боязни людей болезней и смерти. Так как некоторые болезни сопровождаются потерей зрения, а люди всегда боялись заразиться, то они обходили стороной слепцов.
В русском обиходе слово «жмурик» или «жмурка» обозначал мертвеца, упыря, (вспомните полуослепшую бабу-ягу и саму смерть в сказках). Русский народ, как правило, боялся мертвых и старухи смерти, вот на основании этого и появилась такая подвижная игра.
И все же игра жмурки — это веселая детская забава, тренирующая ловкость и слух. В такой игре дети не будут скучать.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Правила игры Жмурки
С помощь считалочки выбирается водящий. Остальные игроки его раскручивают, приговоривая:
Другой вариант:
Или просто:
После этого все игроки разбегаются в разные стороны.
И начинают «дразнить водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хопать в ладоши. Во избежание травматизма необходимо обязательно предупреждать водящего о препятствиях или острых углах.
После того, как водящий поймал кого-нибудь, он наощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается.
Облегченный вариант игры – водящему необходимо просто осалить кого-то из игроков, не ловя и не угадывая кто это. В этом случае осаленный становится водящим сам.
Существуют несколько разновиднестей жмурок.