Общие положения о браке в Исламе
Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому физически, морально и материально. Всевышний создал мужчину – праотца человечества Адама – и создал для него из его же плоти супругу – Хаву с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие
Творец всего сущего сказал:
Семья является знамением Всевышнего:
Также бракосочетание является Сунной и качеством, присущим пророкам и праведникам, безосновательный отказ от создания семьи неприемлем и порицаем Исламом. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня» (Ибн-Маджа).
Существует множество божественных и пророческих изречений, в которых однозначно рекомендуется заключать брак не только во избежание вступления на путь заблуждений, разврата и прелюбодеяния, но и с целью обретение благ этой и последующей жизни.
Единственно правильный способ создать семью в Исламе – это заключение законного брака, т. е. НИКАХа. Согласно канонам исламского права, брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной и только по их обоюдному согласию. Говоря о бракосочетании в Исламе, стоит отметить, что это не просто способ законным образом удовлетворить свои физиологические желания, но гораздо больше: это лучшее, что можно иметь из мирских благ в этой жизни.
Семья ‒ это единственный вид поклонения,
который может продолжаться в мире вечном.
Богослов Ибн Абидин сказал: «Нет поклонения, которое было бы установ-ено со времен Адама и существовало бы по сей день, а потом имело продолжение в последующей жизни, кроме брака».
Под мусульманским бракосочетанием подразумевается союз, заключенный между мужчиной и женщиной в соответствии с законами исламского права. Эти законы реализуются татарами через призму ханафитской правовой школы, которая является источником семейного права большинства мусульманских стран мира. В связи с этим шариатские нормы или богословские заключения (фетвы), касающиеся семейно-брачных отношений и производимые на территории духовных управлений центральной России должны производиться в соответствии с ханафитской правовой школой.
Исламское бракосочетание (никах) в нашей стране не имеет никакой юридической силы, т.е. по законам РФ оно не считается действительным, поэтому с целью защиты прав членов семьи молодоженам необходимо зарегистрировать брак в органах ЗАГСа. Всевышний Аллах сказал:
Исходя из этого аята некоторые богословы делают заключение, что для мусульман законы региона их проживания, не противоречащие шариату, являются такими же обязательными к исполнению, как и другие законы шариата.
Стоит отметить, что брак, который был заключен только в органах ЗАГСа, часто соответствует правилам заключения исламского бракосочетания (никаха). И поэтому не совсем правильно полагать, что какое-то количество этнических мусульман, заключивших брак в ЗАГСе и не совершивших при этом исламский ритуал бракосочетания, считается прелюбодеями.
Также следует обратить внимание на то, что расторжение брака в органах ЗАГСа часто соответствует исламским правилам расторжения брака и поэтому разрывает исламский брак, т.е. происходит талак
Обязанности членов семьи в Исламе.
Основа семьи — это муж и жена
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Обратите внимание на то, что есть ваши обязанности перед женщинами, и на то, что есть обязанности женщин перед вами
Обязанности супругов друг перед другом в Исламе:
1) супруги должны любить друг друга;
2) муж должен работать и зарабатывать средства-халяль(разрешенные Шариатом) для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и др.;
3) муж должен помогать членам своей семьи в выполнении ими религиозных и нравственных обязанностей;
4) мужчина должен обращаться со своей женой мягко, ему не пристало быть грубым и жестким;
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: ‘Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой’;
5) жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать ему в управлении домом, в воспитании детей;
6) жена должна быть экономной и не расходовать заработок мужа на пустяки; она должна быть хозяйкой;
7) жена должна быть привязана к дому и оберегать свою честь.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
‘Женщине, которая выполняет пять обязательных намазов, совершает пост месяца Рамадан, бережет честь и послушна мужу, будет сказано:
‘Войди в Рай через ту дверь, которую выберешь’.
Пророк сказал также: ‘Если умерла какая-нибудь женщина, и муж был доволен ею, она войдет в Рай’.
Воспитание детей в мусульманских традициях
Воспитанию детей в исламе уделяется очень большое внимание. Ребёнок в исламской семье воспитывается в соответствии с правилами, законами и нормами религии и нравственности
Приобщение детей к мусульманству происходит с самого его рождения. При рождении младенца присутствуют только матери. Но, если мужчины изъявят желание, то они могут присутствовать на совместных родах с женами.
Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). Азан включает в себя такие формулы, как: такбир («Аллах велик») и ещё одна формула — шахада («Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха») и другие. Каждая из формул проговаривается до четырёх раз. В левое ухо ребёнку произносят молитву.
После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. Очень важным моментом в исламе является выбор хорошего, сильного имени для малыша. В мусульманском обществе очень много имён несут в себе древние арабские корни.
На следующий день после рождения ребёнка продолжается выполнение необходимых обрядов. Днём голову крохи обязательно бреют. Потом обязательно раздают деньги беднякам и калекам на улице.
Обязательно готовят богатый стол. К столу обычно собираются все родственники, соседи, друзья и хорошие знакомые. Но главной задачей организации праздничного стола является угощение и раздача еды беднякам.
Пророк Мухаммед, будучи сиротой, сам вырос без родителей и проявлял большое беспокойство о том, чтобы защитить права любого ребёнка. Об этом говорится и в Священном Коране, который включает строгие правила по этому поводу.
Все ведущие религии мира учат детей почитать и уважать родителей. Ислам не является исключением. «И завещали Мы человеку добро к его родителям» — гласит Коран (29:7).
Любовь, почтение и забота о родителях — это главное, чему учит Коран детей: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние». Священное Писание наставляет, что даже когда ребёнок вырастает, то он не должен бросать и сторониться своих состарившихся родителей, нельзя перечить им и, тем более, ругаться с ними. Наоборот, нужно «говорить им слово благородное», выражать матери и отцу своё смирение и терпение, проявлять милосердие и просить Господа за них.
Обязанностью родителей является воспитывать ребёнка в духе исламских семейных обычаев, формировать у него веру в Аллаха и посланника его Мухаммеда. Если же родители не почитают аллаха и отступились от веры, то ребёнок имеет полное право покинуть дом своих родителей. Потому что, по исламским канонам, вера в Бога имеет приоритет выше, чем любовь и почтение к родителям.
Во всех других случаях, выражать почьтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям — это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу — это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.
Обязанности перед соседями в Исламе.
1. Соблюдать права соседей, не причинять соседям боли ни словами, ни действиями.
2. Быть улыбчивыми, разговаривать с ними ласково и приветливо, разделять их радости и печали.
3. Стараться отдалить их от бед и печалей, помогать при надобности, дарить друг другу подарки.
4. Не беспокоить их сильным шумом.
5. Навещать больных соседей, посещать умерших и выражать соболезнование их родственникам.
Необходимо желать другому человеку того, чего мы желаем самому себе, и не делать того, чего мы не желаем для себя.
В наши обязанности перед соседями входит хорошее отношение к ним, непричинение им боли соседям, даже если они немусульмане.
В соответствии с этим повелением религии на протяжении всей истории Ислама мусульмане хорошо относились к соседям-немусульманам.
Однажды Абдуллаh, сын Омара, приказал своему слуге зарезать овцу, затем мясо раздать соседям, причем начать раздачу с соседей, являющихся немусульманами.
Он повторил это три раза.
Самые близкие для нас после нашей семьи и наших родственников — это наши соседи.
Религия повелевает иметь хорошие отношения с нашими соседями, так как мы встречаемся с ними и находимся вместе каждый день.
Аллаh Всевышний приказал нам в Коране хорошо относиться к соседям. Также и Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:
‘Пусть делает соседям добро тот, кто уверовал в Аллаhа и в Судный День’.
‘Пусть не причиняет боли своим соседям тот, кто уверовал в Аллаhа и в Судный День’.
Обязанности родителей перед своими детьми .
Дети — это дар от Аллаhа родителям; они являются украшением семьи и источником счастья.
Родители ответственны перед Аллаhом и обществом за воспитание ребенка. Их обязанности перед детьми заключаются в следующем:
1) вырастить ребенка в здравии, сохранить душу и тело его здоровыми;
2) не кормить запретным (харамом); сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: ‘Самый большой сяваб за деньги, потраченные ради Аллаhа,
будут за деньги, потраченные на семью’;
3) называть детей красивыми именами;
4) хорошо воспитывать ребенка, быть ему примером нравственности; Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему:
‘Никакой отец не может сделать своему ребенку лучшего подарка, чем хорошее воспитание’;
5) научить ребенка намазу и другим религиозным и нравственным обязанностям;
6) дать образование, обучить какой-нибудь профессии для его жизни; Сказал Али Ибн Аби Талиб: ‘Растите своих детей не только для настоящего времени,
но и для будущего, потому что они созданы для грядущего’.
7) любить детей и уделять им время, потому что они нуждаются в ласке так же, как и в пище. Наш Пророк Мухаммад, мир Ему, любил детей и уделял им время;
быть справедливым к детям, не выделять любовью или подарками одного из них больше, чем другого;
9) женить или выдавать замуж, как только наступит время.
Ислам традиции религии: 5 столпов ислама кратко
Чтобы уберечь людей от злых помыслов, греховных поступков и заблуждений, испытать силу и крепость их веры, Всевышним были определены для всех мусульман пять религиозных обязанностей — пять столпов ислама.
К религиозным традициям ислама относят:
- свидетельство веры (шахада);
- ежедневный пятикратный намаз;
- соблюдения поста в Рамадан;
- ежегодную выплату закята;
- совершение паломничества в Мекку.
Шахада (свидетельство веры). Исповедание ислама — признание единства Создателя и пророческой миссии Мухаммада — не может быть формальным. Произнесение сакральной фразы шахады должно быть подкреплено искренним душевным намерением и убежденностью. Однажды приняв ислам, невозможно перестать быть мусульманином, отречься от веры.
Намаз (ритуальная молитва). Ежедневно, пять раз, истинно верующие мусульмане совершают обязательный намаз — чтение канонических молитв. Утреннюю называют фаджр, дневную — зухр, предвечернюю — ’аср, вечернюю — магриб, ночную — ’иша.
Пятничный полуденный намаз. Эту особую совместную молитву — джума намаз — приверженцы ислама совершают каждую пятницу в главных мечетях. Совместное пятничное богослужение сопровождается проповедью.
Соблюдение поста Рамадан. В течение 30 дней накануне Ураза Байрам — важного исламского праздника, посвященного ниспосланию Пророку первого из откровений Корана — мусульманам предписано воздержание от пищи, воды, супружеских сношений в светлое время суток
Обязательная милостыня, или закят. Ежегодный закят-аль-фитр в пользу малоимущих и прочих нуждающихся выплачивают до наступления Ураза Байрам все мусульмане, имеющие достаточно средств. Размер милостыни определен шариатом — 1/40 часть от годового дохода семьи. Поощряются и добровольные пожертвования в другие дни года.
Паломничество, или хадж. Каждому исповедующему ислам предписано хотя бы единожды в жизни совершить паломничество в Мекку. Совершают священный хадж в период с седьмого по десятый дни месяца Зуль-хиджа.
Мусульманская семья и государство
Основополагающие семейные принципы, проповедуемые в Исламе, не всегда соответствует правовым нормам РФ, однако, в общем и целом, обе правовые системы преследуют одинаковые цели и задачи в вопросах семьи и брака.
Например, политика РФ по решению демографической проблемы России, которая предусматривает возрождение духовно-нравственных традиций семьи, полностью соответствует исламской стратегии увеличения численности мусульман. Идейная основа такой стратегии коррелирует со следующим изречением Пророка Мухаммада (с.а.в.): «Берите в жены способных рожать, любящих свои мужей, ведь я буду гордиться вашей многочисленностью в Судный день» (Ахмад, Абу Давуд).
Между тем, ежегодно в России около 8 миллионов детей рождаются вне брака, из года в год растет количество дел о лишении родительских прав, в связи с этим закон о поддержке патронатных семьей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает общечеловеческие и исламские семейные принципы. Всевышний сказал:
Также Творец всего сущего сказал:
Культура и традиции ислама
Ислам — особая самобытная культура, основанная на единобожии и вере в Божественное Предопределение и Божественное Наставление. Исламская культура во всех своих проявлениях, в том числе и в искусстве, не монолитна. В ней с давних времен сосуществуют как общие для всех мусульман фундаментальные основы, так и другие черты, отличающиеся у разных народов и в разных странах.
Незыблемые основы исламского менталитета:
равенство всех людей, терпимость, дружелюбие и братство;
свобода самоопределения личности, отсутствие принуждения в религии;
недопустимость дискриминации — человек, каким бы он ни был, ценен перед лицом Аллаха;
первостепенная важность личных достоинств и качеств: богобоязненности, честности, искренности, щедрости, милосердия, чистоты духовной и физической;
семейные ценности — уважение к старшим, забота о престарелых членах семьи, здоровые и честные отношения между супругами, внимание и любовь к детям.
Главенствующие черты, присущие исламской культуре и искусству, основаны на постулатах и великих истинах Корана, а также на ценном опыте всего человечества. Особенные — на многовековых традициях и обычаях разных мусульманских народов.
Удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей
Создание семьи по Исламу – это прямой путь к тому, чтобы обрести психологическое равновесие, гармонию в душе, теплоту и душевное спокойствие. Это напрямую связано также и с тем, что при заключении брака и создании семьи количество бытовых забот как у мужчин, так и у женщины сокращается, поскольку они начинают разделять их между собой. Женщине больше не нужно думать о своем материальном обеспечении, а мужчине больше не нужно беспокоиться о бытовых мелочах вроде уборки или стирки.
Брачный союз ведет к удовлетворению эмоциональных потребностей человека: человеку важно любить и быть любимым, ему нужен верный друг, и только в браке он сможет в полной мере испытать это чувство. Сопротивляться нафсу, страстям и нечистым мыслям человеку намного легче, когда он создал семью, вступил в брак, поскольку, рождая детей и заботясь о них, у занятого своей семьей человека не возникают мысли о греховном: для него становятся важными совершенно иные вещи – наставить своих детей на путь истинный, обучить их, дать им все необходимое
Сопротивляться нафсу, страстям и нечистым мыслям человеку намного легче, когда он создал семью, вступил в брак, поскольку, рождая детей и заботясь о них, у занятого своей семьей человека не возникают мысли о греховном: для него становятся важными совершенно иные вещи – наставить своих детей на путь истинный, обучить их, дать им все необходимое.
Обязанности братьев и сестер друг перед другом.
1) между братьями и сестрами должны быть единство и взаимная любовь;
2) братья и сестры друг для друга являются частями, объединенными в одно целое; не должно быть ничего,
что могло бы разрушить это единство и отделить братьев и сестер друг от друга;
3) братья и сестры не должны ссориться из-за таких вещей, как наследство, деньги, имущество;
4) старший брат и сестра как отец и мать для младших; поэтому младшие должны уважать старших и не оскорблять их;
а старшие в свою очередь должны защищать и любить их и быть милосердными к ним;
5) братья и сестры должны делать друг другу добро и стараться приносить пользу друг другу, как самому себе.
Свёкр и свекровь (тесть и тёща) в исламе
После вступления в брак у человека круг родных расширяется и появляются свойственники. После замужества мусульманка покидает свою семью и становится членом семьи мужа. Следовательно, по отношению к свёкру и свекрови она имеет такие же права и обязанности, как по отношению к собственным родителям.
При общении с «новыми родственниками» могут возникнуть некоторые проблемы, но, несмотря на разногласия, следует помнить о правах и обязанностях в новой семье. Невестка обязана помогать в домашних делах, воспитывать детей, ухаживать за родителями мужа, если в этом есть необходимость. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Довольство Всевышнего – в довольстве родителей» (Тирмизи).
Если же какие-то разногласия имеют место быть, то необходимо попытаться решить их мирным путём. Если это не удастся, то лучше жить по отдельности.
Аналогичным образом мужчина должен относиться к тёще и тестю.
Обряды ислам рождение ребенка
После рождения ребенка, согласно предписаниям Корана, выполняют следующее:
Оповещают о появлении на свет младенца всех родственников и близких семье людей
Это важно для укрепления родственных и дружеских уз, единения, осознания сопричастности к событию.
Вскоре после рождения в правое ухо малыша или малышки проговаривают азан, в левое — икамат. Принято считать: священные фразы, содержащие формулу Единобожия, — это первое, что должен услышать пришедший в мир человек
Именно они делают ребенка мусульманином и сопровождают всю последующую жизнь.
Прежде чем приложить младенца к груди, в рот ему кладут немного измельченного (обычно — разжеванного матерью) финика, после чего легко массируют внутренние стороны щек. Так просят у Всевышнего благословения к принятию малышом материнского молока.
Через семь дней после рождения младенцу обривают голову, а затем раздают подаяние нуждающимся серебром либо золотом. Вес драгоценного металла должен быть равен весу сбритых волос. Этот обряд проводят на уровне сунны — желательного действия.
Также в семидневный срок проводят заклание жертвенного животного и обряд имянаречения малыша. Имя ребенку можно дать как в день рождения, так и в любой из дней последующей недели.
Бабушки и дедушки в исламе
Они, будучи родителями Ваших матери и отца, заслуживают особого отношения. Во-первых, каждый мусульманин обязан уважать и почитать их так же, как и своих родителей. Подтверждение этому мы можем найти в жизнеописании Посланника Аллаха (с.г.в.). Наш Пророк (с.г.в.), который некоторое время воспитывался в доме своего деда – Абдульмутталиба, относился к нему как к родному отцу. Во-вторых, именно дед, согласно Шариату, становится опекуном человека в случае смерти его отца. В-третьих, наши пожилые родственники доживают свои годы и хотя бы в силу своего возраста заслуживают хорошего отношения.
Бабушки и дедушки относятся к категории махрам, то есть с ними запрещено вступать в брак, дозволено оставаться наедине и не обязательно соблюдать аурат (девушкам).
Общие правила
Мусульманский этикет считает непочтительное отношение к родителям наиболее тяжким грехом. Запрещено оскорблять, обижать или как-либо еще притеснять мать и отца. Для того чтобы следовать Корану, необходимо соблюдать установленные правила:
-
Необходимо всю жизнь помнить о том, как тяжело дается воспитание детей. Родители, а особенно мать, вкладывают в ребенка всю свою энергию, зачастую забывая о себе. Именно поэтому нельзя забывать, сколь многим они пожертвовали ради вас:
-
Вам надлежит всегда просить Всевышнего о том, чтобы он простил грехи матери и отца, если они у них есть, а также чтобы он проявил к ним милость:
-
Помните, что очень просто обидеть человека и никогда не показывайте родителям, что злитесь за что-то. Исламский этикет запрещает кричать на них. Говорите вежливо, без повышения интонации. В Коране сказано:
- Верующему надлежит во всем слушаться отца и мать, кроме тех случаев, когда они просят чего-то запретного. Если вы подчиняетесь их воле, то проявляете таким образом свою любовь. Отказ выполнить требования расценивается как грех, поскольку огорчает родителей. Посланник Аллаха ответил, когда его спросили, какой поступок расценивается Всевышним, как наиболее предпочтительный: «Намаз, совершенный в начале времени» — был ответ. « А за ним какое?» — спросили его. « Подчинение родителям и стремление делать им добро», — ответил он и добавил, что после этого идет, сражение на пути Ислама».
- Ни в коем случае нельзя демонстрировать матери или отцу, что они надоедают чем-либо. Слушайте их советы, всегда старайтесь говорить с ними бодро. Ни взглядом, ни жестом не показывайте, что чем-то недовольны.
-
Помните, скольким пожертвовали родители, воспитывая вас и дарите им то, в чем они нуждаются. Приобретайте одежду, обувь или продукты питания:
- При матери или отце не следует вызывающе смеяться, петь, обнажаться. Так вы продемонстрируете свое непочтение. Можно целовать им руки и обнимать их.
-
Обязанность детей не только уважать родителей, но и во всем им помогать. Если у вашего отца в руках тяжелая сумка или вещь, обязательно заберите ее и донесите сами. Матери тоже нужно помогать по мере своих сил. Помойте посуду, вытрите пол и помогите ей с младшими братьями или сестрами. Вы проявите свое почтение, если будете хорошо учиться. Пророк Мухаммад говорил:
- Исламский этикет предписывает верующему помнить о том, что любой его поступок скажется на родителях. Поэтому не делайте ничего из того, что может опозорить их и дать окружающим повод для осуждения: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком слов, порочащих родителей». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей?» Он ответил: «Бывает. Один человек ругает, порочит родителей другого, тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого».
- Запрещено детям идти впереди матери или отца, присаживаться до того, как это сделают они, или называть их по имени. Уважительное отношение предписывает обращаться к ним «отец, мать» или «папа, мама».
- Если вы оказались в спорной ситуации, когда нужно отдать предпочтение просьбе либо отца, либо матери, то считается сунной сначала послушаться отца, если действие касается проявления уважения. Отдайте предпочтение сначала матери, если действие связано с проявлениями заботы или нежности.
-
Если вы планируете совершить поездку, сначала спросите разрешение у отца или матери. Лишь с их согласия можно уезжать. К Посланнику Аллаха обратился юноша со словами: «Я пришел, чтобы присягнуть тебе в хиджре, хотя родители меня не понимают и плачут». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- Если вы в отъезде или просто живете далеко от родителей, чаще звоните им и пишите письма, справляясь об их самочувствии.
- Всегда отвечайте на призыв отца и матери.
- Делайте все, что в ваших силах, чтобы родители не испытывали нужду.
- Вы доставите радость родным, если будете дарить им подарки в особенные даты.
- Помогая матери и отцу, делайте это бескорыстно. Запрещено попрекать их тем, что вы совершили добрый поступок.
Этикет почитания родителей предписывает помнить о том, что мать и отец – основа любой семьи. Без них вы бы не появились на свет. Помните, что они испытывают к вам безграничную любовь. Только родители готовы пожертвовать ради вас всем, в том числе своей жизнью. Испытать такое чувство вы сможете лишь после того, как сами станете матерью или отцом.
Их любовь абсолютно бескорыстна, они не будут ничего требовать от вас, но вы проявите уважение, прислушиваясь к их словам и стараясь делать все, чтобы не огорчать их. Сказано:
Также говорил Посланник Аллаха: