Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

Ход НОД

1. Вводная часть Организационный момент

Воспитатель:

— Дети, Ёжик и Лисёнок приглашают нас в гости, давайте мы с вами поедем к ним в лес.

— На чем поедем? (На машине) Качайте шины: ш-ш-ш, наливайте бензин: с-с-с, заводите мотор: р-р-р. (Дети все имитируют, изображают, под песню: «Машина», «въезжают» в группу и садятся на свои стульчики).

2. Основная часть

— Ёжик и Лисенок очень рады нас видеть у себя в гостях. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются)

• Далее следует беседа Ёжика и Лисёнка.

— «Как мне нравится в этом лесу! – воскликнул Лисенок. – Только вот немного скучно. А все потому, что мы здесь одни».

— «А ты присмотрись повнимательнее, — посоветовал Ежик. – Может, тебе помогут волшебные очки».

Воспитатель предлагает детям сделать с помощью пальцев волшебные очки:

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела.

• Обыгрывается ситуация с очками: воспитатель предлагает детям посмотреть сквозь очки. Пока дети таким образом рассматривают воспитатель выставляет картинки с изображением белки и зайца и предлагает детям направить свои очки в сторону доски.

— Назовите зверей, которых увидел Лисенок благодаря волшебным очкам.

— Назовите части тела белки (хвост, туловище, лапки, шея, голова, уши).

— Какая у белки шерстка (рыжая, пушистая, теплая, бархатная, лохматая,

хвост (пушистый, рыжий, большой, пышный,

уши (маленькие, пушистые,

глаза (круглые, черные,

нос (черный, маленький?

— Назовите части тела зайца.

— Какого цвета шерсть у зайца? (серая, пушистая)

— Какие у него уши (длинные, чуткие,

лапы (длинные, сильные,

хвостик (короткий, пушистый, маленький, серый?

— Зачем зайцу нужны длинные уши, длинные лапы?

— Почему у зайчика короткий хвост? (Чтобы его не поймали за хвост).

Зайчик зовет всех детей поиграть.

Физминутка

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения).

• Составление описательного рассказа

Воспитатель рассказывает о белке. Повторяет рассказ. При повторном прослушивании дети помогают воспитателю, договаривая слова: рыжая, маленькие, пушистые, черные, круглые, длинный, пышный.

Это белка. У нее шерстка рыжая, теплая, уши маленькие, пушистые, глаза круглые, черные, хвост длинный пышный.

Коллективно составляется рассказ о зайце.

Это заяц. Шерстка у него серая, уши длинные, лапы длинные и сильные, хвост короткий и пушистый.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать о зайце или белке.

Белка и заяц очень довольны. Им нравится, что про них рассказывают и предлагают нам поиграть.

Пальчиковые игры

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Пальчик с лисичкой кланяется

Пальчик с воробышком кланяется

Пальчик с синичкой кланяется

Пальчик с мишкой кланяется

Пальчик с зайчиком кланяется.

3. Заключительная часть

Белочка и зайчик подружились с Лисенком и Ежиком, а нам пора возвращаться в детский сад. Скажите зверям: «До свидания!»

— На чем поедем? ( Аналогично можно разыграть следующие ситуации: на поезде, на самолете, на лошадках).

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

(Дети садятся на стульчики)

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения, рассмотрим серию картинок о правилах дорожного движения и составим рассказ по ней. Вспомните, какие загадки о правилах дородного движения вы выучили

1-й ребенок: Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный

Воспитатель: Что это?

Дети: Это светофор. Он помогает переходить дорогу. На нем три огня зеленый, желтый, красный.

2-й ребенок: Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это дорога. Она бежит и вперед и назад.

3-й ребенок: На дороге — лежит,

Под машиной – бежит,

Теплый, размягченный.

А когда постареет,

Затвердеет, посереет.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это асфальт. Он покрывает дорогу. Сначала он бывает черным, а потом становится серым.

5-й ребенок: Веселая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши.

Воспитатель: О ком эта загадка?

Дети: О регулировщике. Он руководит движением на улице, машет жезлом, подает сигналы свистком.

Воспитатель: Хорошо. Вы загадали и разгадали загадки. Молодцы!

-Ребята, а сейчас предлагаю рассмотреть серию картинок, и ответить на вопросы.

— Вот первая картинка, что вы видите на ней.

-Какое время года изображено на картинке?

-Ответы детей.

-Где играют мальчики и девочки?

-Ответы детей.

-Какие имена можно им дать, чтобы составить о них рассказ?

-Ответы детей.

-Чем занимаются дети на тротуаре? (ответы детей).

-Посмотрите вторую картинку.

-Почему упал мальчик, катавшийся на скейте?

-Ответы детей.

-А вот третья картинка :

-Почему грузовик врезался в столб? (ответы детей).

-Что случилось с автобусом? (ответы детей).

-Почему упала девочка на роликах? (ответы детей).

-Кто подошел к детям, чтобы остановить движение транспорта?

-Ответы детей.

-Посмотрите, что изображено на четвертой картинке? (ответы детей).

-О чем разговаривают водители автобуса и грузовика? (ответы детей).

-Что произошло с их машинами и грузом? (ответы детей).

-Как чувствуют себя дети? (ответы детей).

-Что говорит детям полицейский? (ответы детей).

-Молодцы ребята, правильно отвечали на вопросы. А теперь

(Рассказы детей).

— Молодцы! У вас получились интересные рассказы, описывая картинки, передали, что произошло на дороге, что чувствовали участники произошедшего, какие правила нарушили.

Физкультминутка «Машины»

На улице нашей Дети двигаются от стены к стене по группе, изображая машины.

Машины малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат грузовые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые

— Эй, машины, Один из детей изображает

полный ход, пешехода.

Я примерный пешеход Роль пешехода дети исполняют

Торопиться не люблю по очереди

Вам дорогу уступлю

Воспитатель: Молодцы, а теперь присаживайтесь.

— Поиграем в игру «Дорожные знаки». Воспитатель напоминает о том, какие дорожные знаки существуют, предлагает найти по описанию знаки предупреждающие «Дети», «Дорожные Работы», «Железнодорожный переезд».

Запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение на велосипеде запрещено».

Предписывающие – «Место остановки автобуса», «Пункт питания»,

«Пункт первой помощи».

Отдает каждый знак отгадавшему ребенку. Затем предлагает детям собраться в группы по видам знаков.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы с вам делали?

(ответы детей).

Воспитатель: — Ребята сегодня, вы составили интересные рассказы по картинкам,

использовали при составлении сложные предложения. А во время игры справились с заданием.

Давайте запомним эти правила навсегда, и никогда не будем нарушать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали своими знаниями.

Другие статьи по теме:

Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
упражнения для речи
Как научить ребенка говорить звук «Р»?
Как научить ребенка говорить звук Л?
Как научить ребенка пересказывать текст?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах

Как заниматься с мнемотаблицами?

Автор рекомендует заниматься по книге следующим образом:

  • Отгадайте с ребёнком загадку, которая сопровождает каждую историю. Предложите ему раскрасить картинку.
  • Прочитайте малышу рассказ с выражением. Перед началом чтения закройте листом бумаги все картинки-подсказки, кроме первой (или дайте дошкольнику отдельно распечатанную мнемотаблицу для данного рассказа). Пусть ребёнок смотрит на неё, когда вы будете читать ему текст. Так же действуйте и с остальными картинками-подсказками, поочерёдно открывая их при чтении следующих частей текста. После прочтения каждого эпизода рассказа предложите малышу внимательно рассмотреть картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано.
  • Далее выполните с ребёнком задание «Чудесные превращения». Для этого попросите его закрыть глаза и мысленно представить героя прочитанной истории. Спросите малыша, как выглядит этот персонаж, как он говорит, как смеётся, как двигается и т. п. Пусть ребёнок мимикой, голосом и движениями изобразит данного героя.
  • Затем предложите ребёнку рассказать всю историю по картинкам—подсказкам. Если он справится с этим заданием без особых трудностей, попросите его рассказать историю снова, но уже без подсказок.

При обучении детей пересказу по сюжетной картинке или серии картинок также вначале можно использовать зрительную опору — большой рисунок (или 4 рисунка) и затем задать несколько вопросов. (Например: кто изображён на картинке? Где происходит действие? В какой последовательности должны располагаться картинки? и т. п.) Далее продолжайте работать по уже известному вам плану.

Составление рассказа Осень

Ребенок смотрит на картинки и понимает, о чем идет речь:

  1. Рассказ о погоде, какое небо, какое солнце, какая погода, особенности осени.
  2. Что происходит осенью, какая растительность
  3. Как люди одеваются осенью.
  4. Как птицы себя ведут осенью.
  5. Как ведут себя животные осенью.
  6. Что делают люди осенью, какие работы проводят.
  7. Чем дети забавляются в это время года.
  8. Как ведут себя насекомые.

Например:

Пришла осень. Ночи стали длиннее, а дни короче. Солнце уже не греет так сильно и высоко не поднимается. На улицах лужи, потому что часто идут дожди. Ветер дует холодный. Начинается листопад. Листья меняют цвет и опадают. Люди убирают убирают урожай в садах и на огородах.

На улице холодает и люди одевают теплую одежду: плащи, куртки, шарфы и шапки. Обувают ботинки и сапоги. Если пойдет дождь, берут зонтики с собой. Птицы готовятся к зиме и перестают петь. Строят гнезда. Птицы перелетные улетают в теплые края. Осенью птицам нечего есть и становится холодно.

В лесу животные тоже к зиме готовятся. Они запасаются едой. Меняют свои летние шубы на зимние.

Взрослые на полях, в садах и огородах собирают фрукты и овощи.

Дети с родителями ходят за грибами в лес. Гуляют в парках, делают из листьев букеты. Катаются на роликах и велосипедах.

Не видно больше насекомых в лесах. Они залезают в теплые места и впадают в спячку.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы — рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»

Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.

Можно использовать наводящие вопросы:

  • сколько героев на картинке?
  • как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
  • чем он/они заняты?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась ли тебе картинка? А герой — хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?

Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.

Конечно, составление рассказа — деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.

Ход занятия.

— Отгадайте загадку, о ком она?

Серенький, пушистый,

С длинными ушами,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

— Как по-другому можно сказать? (зайчонок, заюшка, заинька, зайчишка, зайчик, зайчата, зайчиха)

— У каждого из вас лежит карточка с изображением зайчонка. Скажите, что зайчата делают? (зайка играет на металлофоне; заюшка горько плачет; заинька спит и т. д.)

(Стук в дверь, входит плачущая зайчиха, здоровается).

— Ребята, к нам в гости пришла зайчиха, но она чем-то огорчена. О чём ты плачешь, зайчиха?

— Как же мне не плакать, если я всех детёнышей-зайчат растеряла. Следы ведут в ваш детский сад. Может, ваши детки мне помогут разыскать?

— Как же не помочь! Поможем, ребята? Но только как это сделать?

— А у меня есть их фотографии (показывает карточки с изображением зайчат)

-Чтобы все услышали, сделаем объявление по микрофону. А вы внимательно слушайте и смотрите, не о вашем ли зайчике говорят.

(Даю образец объявления).

«Внимание! Внимание! Потерялся зайчик. Он серого цвета, длинные уши, короткий пушистый хвост

Зайка одет в красную футболку, синие брюки, обут в кроссовки. Он разговаривает по телефону. Кто его найдёт, пожалуйста, приведите к маме – зайчихе». (Ребёнок, у которого есть карточка с изображением такого зайчонка, приносит её и говорит: «Я нашел зайчика, который говорит по телефону. Возьмите его, пожалуйста, мама-зайчиха», зайчиха благодарит).

— Не забудьте, ребята, сказать, какого цвета зайчик, какие у него уши, хвост; во что одет, что он делает.

(Так поочерёдно описываются все карточки).

«Внимание! Внимание! Потерялся зайчик серого цвета. У него длинные уши, короткий пушистый хвост

Оде заинька в зелёный костюм. В лапах держит морковь. Кто его найдет, пожалуйста, приведите к маме-зайчихе».

Анализ

_ Молодец! Ты рассказала громко, все услышали твоё объявление. А что ещё любят есть зайцы? (капусту).

— Можно по-другому сказать: зайцы лакомятся морковью и капустой.

(Зайчиха благодарит за найденного зайчонка).

-Ребята, Саша пока только учится рассказывать всем сразу громко, не спешить. Потрудитесь сидеть особенно тихо, а он постарается говорить так, чтобы все его услышали. (Ребёнок рассказывает).

Анализ.

-Ты рассказал сегодня гораздо лучше. Мне почти не пришлось тебе подсказывать. У тебя сегодня получился большой и красивый рассказ.

Описание другой картинки.

«Одет в зелёную рубашку, штаны в полоску, красные сапоги. В лапах держит балалайку.

-Ребята, когда будете делать объявление, не забывайте называть зайцев по-разному.

-Наташа умеет увидеть в рисунках что-то необычное. Интересно, что заметит она сегодня.

Описание.

«Одет в красную шубу, брюки в полоску. Зайчик громко плачет, он разбил чашку».

-Молодец, как точно ты отметила настроение заиньки.

-Кто будет делать объявление, не забывайте говорить вежливые слова.

Описание.

«Зайчата одеты в желтые футболки в чёрный горошек, коричневые брюки. Заюшки пилят бревно».

-Какое настроение у зайчат? (весёлое). Если они с удовольствием трудятся, их можно назвать трудолюбивыми.

-Зайчиха, Витя правильно рассказал об этих зайчатах, это твои детки?

-Да, это они – мои трудолюбивые заюшки. Правильно вы заметили, что они одеты в одинаковые костюмы – они близнецы.

— Ребята, но что-то зайчики не могут распилить брёвнышко, не поможем ли мы им? Когда пилят бревно, слышится звук «щ-щ-щ». Губы выдвинуть вперёд, зубы видны, они сближены, язык за зубами слегка прижат.

Физминутка. «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг… и убежал.

-Ну как, зайчиха, ты довольна, всех мы деток отыскали?

-Да, да, теперь вся семья в сборе. Думаю, что больше они от меня не будут убегать. И вы, ребята, никуда от мамы и воспитателя далеко не уходите. А теперь я с вами попрощаюсь и оставлю вам своё угощение – корзинку с яблочками. Ешьте на здоровье витаминчики и быстро вырастите.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
    Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как составить рассказ по картинке 1 класс

Дети должны уметь составлять рассказы о различных явлениях и предметах. Это может быть обычная кошка и даже предмет мебели.

Помогите ребенку составить рассказ, согласно рекомендациям:

  1. Нужно начать рассказ с темы, которая была обозначена, одним предложением. Например, «Я расскажу о персидской кошке».
  2. Описание должно включать характеристики предмета, всего 4 или 5. Пусть ребенок опишет как выглядит кошка (шерсть, окрас). Где кошка живет, приносит ли пользу, что ест. Можно рассказать какие повадки у кошки. Если описывается предмет неживой, нужно рассказать, зачем этот предмет нужен, из чего сделан (какой материал), состоит из каких частей.
  3. Подвести итоги — одно или два предложения.

Гусеница и домик. Ребенок должен разложить картинки с сюжетами последовательно, ответить на вопросы и составить рассказ самостоятельно.

Вопросы:

  1. Про кого будешь рассказывать?
  2. Придумай имя для гусеницы и расскажи про нее.
  3. Что гусеница делает летом?
  4. Куда гусеница заползла и что увидела?
  5. Что случилось с яблоком после того, как гусеница за него взялась?
  6. Что гусеница придумала в новом домике?
  7. Составь рассказ.

Образец, который можно использовать, чтобы помочь ребенку, если у него возникнут затруднения:

Жила себе поживала молодая гусеница зеленого цвета. Звали ее Настя. Летом хорошо гусеница проводила время. Она грелась на солнышке, лакомилась вкусными листочками, ползала по деревьям. Но, у Насти не было домика, и она хотела его найти и обосноваться в нем. Однажды залезла гусеница на яблоню, увидела красивое и большое яблоко и стала его грызть. Оно было вкусное и не заметила Настя, что прогрызла яблоко насквозь. Уютно и тепло было Насте в яблоке. Смастерила она дверцу и окошко и получился отличный домик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: