Славянские мифы
Москва : Издательство «Э». 2016. — 96 с.: ил.
(Мифы и легенды народов мира).
ISBN 97S-5-699-840S0-9
Славянские мифы — Содержание
- Введение
- Божества древних славян
- Сотворение мира
- Как появились месяц и звезды
- Как Сварог превратил женщин в камни
- Как Чернобог хотел подчинить Вселенную
- Как Белее запер подземные воды
- Как Белес воровал небесных коров
- Сказание о Дажьбоге, Кощее и Морене
- Сказание о волшебном ландыше
- Сказание о самом длинном дне в году
- Как Жива вызволила Дажьбога из плена
- Как Девана сражалась за трон Сварога
- Сказание о Деване и Симаргле
- Сказание о Леле и Огненном Волхе
- Сказание о палице Перуна
- Миф об огне-Сварожиче
- Сказание о Стрибоге и княжеской дружине
- Сказание о Матери Сыра Земля и Яриле
- Сказание о раненом охотнике
- Как Месяц похитил жену Хорса
- Сказание о Симаргле и берегинях
- Сказание о Карачуне
- Сказание о Костроме и Купале
- Как появились болота
- Легенда о мельнике и баннике
- Легенда о мельнике и лешем
- Список славянских богов
Славянские мифы — Введение
Долго люди поклонялись богам неба и земли, приносили им жертвы, но про владыку подземного мира Велеса совсем забыли. И зарос идол Велеса-Змея высокой травой, а угли в священном костре, куда приносили ему раньше жертвы, совсем остыли).
Разгневался Велес-Змей на людей, запер на замки родники и колодцы. Завяла тогда трава на пастбищах и начал болеть скот. Стали люди возносить молитвы богам: один из родов даже покинул селение и отправился в лесное капище, чтобы просить Перуна послать на землю дождь. Увидел это ворон, спустился на дерево рядом с капищем и выслушал людские молитвы. После взмахнул крыльями и взметнулся ввысь, чтобы достичь Ирия, обиталища богов на небе. Прилетел ворон в чертог Перуна и поведал ему о людских бедах.
Прогневался Перун на Велеса и воскликнул: — Негоже Велесу подземные воды на могучие замки запирать, негоже землю сушью сушить! И взял Перун лук со стрелами, вскочил на белоснежного коня с золотой упряжью и помчался по небу. Велес-Змей в это время прохаживался по иссушенной земле, радуясь, что наказал людей. Вдруг заметил Велес летящего по небу Перуна, обернулся змеем, чтобы спрятаться в подземную пещеру, да не успел. Разгневанный Перун ловким движением извлек стрелу из золотого колчана и метко пустил ее в змея. Ударила стрела-молния рядом с его хвостом.
Попытался Велес-Змей спрятаться в огромное дупло старого раскидистого дуба, но Перун опередил его, пустив огненную стрелу с небес, — вспыхнуло тотчас дерево огнем. Тогда Велес-Змей спрятался под камень, но стрела-молния Перуна расколола камень на маленькие кусочки. И куда бы ни скрывался Велес-Змей, везде его настигали Перуновы стрелы-молнии. Наконец выдохся злодей, поняв, что не может тягаться с самим громовержцем, и взмолился о пощаде: — Помилуй меня. Перун! Все места укромные, где замки на подземные воды навесил, укажу! Смягчил гнев Перун, опустил лук с огненными стрелами.
— Показывай, коли так! — воскликнул он. — И после отправляйся в свой подземный мир. чтобы я тебя здесь больше не видел! Испугался Велес-Змей гнева Перунова. Показал все замки. Да вот беда: потерял он ключи, которыми их запирал, пока от бога-громовержца старался укрыться. Тогда Перун разбил своей палицей замки на подземных водах- Хлынули они в родники, реки, озера и колодцы, и пролился на землю дождь. А Велес-Змей уполз в подземный мир. Люди после этого больше не забывали приносить жертвы Велесу-Змею и почитать его, как и других богов.
Славянские мифы читательский дневник, пример заполнения
Миф о Перуне и Диве
Имена главных героев
- Перун — бог грома и молнии.
- Дива — богиня грозы, жена Перуна.
- Дый — бог ночного неба, отец Дивы.
- Черноморский Змей.
- Велес — бог богатства и домашних животных.
План сюжета
- Знакомство Перуна и Дивы, Перун просит руки у ее отца.
- Черноморский змей предлагает Диве выйти за него замуж.
- Отказ Дивы Черноморскому Змею.
- Черноморский Змей надвигается тьмой на Ирийский сад.
- Дый и Перун борются со Змеем.
- Велес предлагает Диве сбежать со свадьбы.
- Перун с Дивой гоняют по небу Черноморского Змея и Велеса.
Описание сюжета.
Однажды Перун, гуляя в Ирийском саду, встретил Диву -Додолу (дочь богини луны Ливии и бога ночного неба Дыя), которая была очень красива. И так она Перуну понравилась, что отправился он к ее отцу просить руки дочери. Но, Дива приглянулась не только Перуну, но и Черноморскому Змею (Поддонному царю). Предложил Змей Диве выйти за него замуж, но та его отвергла. Разозлился Черноморский Змей и надвинулся тьмою на Ирийский сад, превратившись в трехглавого змея. Из одной пасти дунул ледяным ветром, из другой рассыпал искры, а третья криком исходилась. Но, нашлась на него управа. Прилетели два орла (это были Перун и Дый) и стали метать молнии. Убрался тогда Змей восвояси, на дно Черного моря. Но, во время свадьбы Перуна и Дивы случилась другая беда, в Диву влюбился Велес (сын Рода) и стал подговаривать ее сбежать со свадьбы, но Дива не соглашалась. И стали гонять Перун и Дива Велеса и Черномосркого Змея по небу, извергая гром и молнии. А после грома на землю стал лить дождь.
Главная мысль
Победа над злыми силами. Нельзя насильно заставить любить и вступить в брак с нелюбимым человеком. Миф рассказывает не только о знакомстве и свадьбе Перуна и Дивы, но и о том, когда землю стал поливать дождь.
Отзыв
Александр Николаевич Афанасьев. Мифы древних славян
Происхождение мифов, метод и средства их изучения
Богатый и, можно сказать, единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями. Чтобы показать, как необходимо и естественно создаются мифы (басни), надо обратиться к истории языка. В жизни языка, относительно его организма, наука различает два различных периода: период его образования, постепенного сложения (развития форм) и период упадка и расчленения (превращений).
Всякий язык начинается с образования корней или тех основных звуков, в которых первобытный человек обозначал свои впечатления, производимые на него предметами и явлениями природы. Возникавшее понятие пластически обрисовывалось словом как верным и метким эпитетом. Еще до сих пор в наших областных наречиях и в памятниках устной народной словесности слышится та образность выражений, которая показывает, что слово для простолюдина не всегда есть только знак, указывающий на известное понятие, но что в то же время оно живописует самые характеристические оттенки предмета и яркие, картинные особенности явления. Приведем примеры: зыбун – неокреплый грунт земли на болоте, пробежь – проточная вода, леи (от глагола лить) – проливные дожди, сеногной – мелкий, но продолжительный дождь, листодер – осенний ветр, поползуха – мятель, которая стелется низко по земле, одран – тощая лошадь, лизун – коровий язык, куроцап – ястреб, каркун – ворон, холодянка – лягушка, полоз – змей, изъедуха – злобный человек, и проч.; особенно богаты подобными речениями народные загадки: мигай – глаз, сморкало, сопай и нюх – нос, лепетайло – язык, зевало и ядало – рот, грабилки и махалы – руки, понура – свинья, лепета – собака, живулечка – дитя и многие другие, в которых находим прямое, для всех очевидное указание на источник представления. Так как различные предметы и явления легко могут быть сходны некоторыми своими признаками и в этом отношении производят на чувства одинаковое впечатление, то естественно, что человек стал сближать их в своих представлениях и придавать им одно и то же название или, по крайней мере, названия, производные от одного корня. Предмет обрисовывался с разных сторон и только во множестве синонимических выражений получал свое полное определение. Но должно заметить, что каждый из этих синонимов, обозначая известное качество одного предмета, в то же самое время мог служить и для обозначения подобного же качества многих других предметов и таким образом связывать их между собою. Здесь-то именно кроется тот богатый родник метафорических выражений, чувствительных к самым тонким оттенкам физических явлений, который поражает нас своею силою и обилием в языках древнейшего образования и который впоследствии, под влиянием дальнейшего развития племен, постепенно иссякает. В обыкновенных санскритских словарях находится пять названий для руки, 11 – для света, 15 – для облака, 20 – для месяца, 26 – для змеи, 35 – для огня, 37 – для солнца и т. д.
Теперь представим, какое смешение понятий, какая путаница представлений должны были произойти при забвении коренного значения слов; а такое забвение рано или поздно, но непременно постигает народ. Более и более удаляясь от первоначальных впечатлений и стараясь удовлетворить вновь возникающим умственным потребностям, народ обнаруживает стремление обратить созданный им язык в твердо установившееся и послушное орудие для передачи собственных мыслей. А это становится возможным только тогда, когда самый слух утрачивает свою излишнюю чуткость к произносимым звукам, когда силою долговременного употребления, силою привычки слово теряет наконец свой исконный живописующий характер и с высоты поэтического, картинного изображения нисходит на степень абстрактного наименования – делается ничем более, как фонетическим знаком для указания на известный предмет или явление, в его полном объеме, без исключительного отношения к тому или другому признаку.
К читателю
Уважаемый читатель! Ты держишь в руках уникальную книгу, посвященную мифам и преданиям древних славян. Этот труд стал возможен благодаря уже имеющимся пересказам летописей, а также русского, польского и чешского фольклора. Однако эти пересказы, в большинстве случаев, устарели или изначально не ставили цель поведать во всей полноте о персонажах отечественного Олимпа.
Откровенно говоря, до сих пор не существует обобщающего свода славянских языческих преданий, подобного справочнику Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Те же, что уже во множестве вышли в разных издательствах, оказывались неполными или чересчур фантастическими, авторскими.
Любопытствующему читателю в буквальном смысле приходится перерывать интернет-библиотеки, по крупицам выуживая драгоценные образы, имена, сюжеты из сотен зубодробительных научных трактатов, сказок, былин. Зачастую сделать это, не имея специального исторического или филологического образования, вообще невозможно. Автор надеется, что его труд в значительной мере решит обозначенную проблему.
В чем заключается своеобразие повествований о славянских богах? Славянские боги – грозны, сластолюбивы, коварны, но отходчивы. Они не столько пытаются выяснить отношения между собой, сколько «достроить» созданный мир. Следование общим законам мироздания, в конечном счете, для них превыше родовых склок.
Сюжеты славянских мифов, во многом совпадающие, даже в деталях, с сюжетами эллинских, германских и кельтских легенд, отличаются большей непосредственностью, открытостью, пластичностью: боги и богини знают радость созидания, горе потерь, но их воинственность, щедрость и алчность не беспредельны. Суровой оценке подлежит все, даже дела и судьбы небожителей. И только готовность жертвовать собой, а отнюдь не древность рода или сверхъестественное могущество, возвышает славянских богов над простыми смертными, их неразумными «внуками».
Вопреки сложившемуся мнению, духовное наследие предков славян уходит гораздо дальше времен принятия христианства. Неправильно думать, что до крещения славяне были кровожадными варварами. Из источников известно, что у них имелась даже своя письменность: черты и резы. Возможно, некоторые буквы в алфавите, созданном Кириллом и Мефодием, были заимствованы из славянских священных азбук.
Как справедливо пишет Л. Прозоров в заключение своей замечательной книги «Мы держим небо. Правда о русских богатырях», настоящий мир предков не имеет ничего общего с «дурашливой балаганно-лубочной, сарафанно-кафтанной, частушечно-балалаечной «русачестью», над которой так любят хихикать наши западники и на которую молятся многие горе-патриоты». В мифах и преданиях древних славян «не меньше драматизма, не меньше подвигов и трагедий, чем в легендах эллинов или суровых сказаниях скандинавов, не меньше красоты, благородства и мудрости, чем в легендах Круглого стола короля Артура».
За каждым словом славянского мифа, эпического сказания скрывается глубокий смысл. «Разрывчатый лук» при спускании тетивы издает резкий звук – стрела, устремляясь к цели, буквально «разрывает» воздух. «Меч-кладенец» не выковывается в кузнице, а добывается или переходит по наследству. Славянские персонажи поэтичны, многомерны. Они как бы пронизывают собой пространство. Часто сложно отделить в них божественное от человеческого или наоборот. Им чужды сословная и племенная замкнутость, пустое самодовольство.
И еще, завершая вступительную речь и передавая ее вещему певцу Бояну, хотелось сказать, что если христианство дало славянам возможность вплотную соприкоснуться с культурой древних восточных народов и эллинов, возвыситься до мирового уровня, то, несомненно, изначальные черты их духовности зародились еще в языческую эпоху.
Представление о мире и Вселенной древних славян
Из-за отсутствия письменных источников о верованиях и представлениях о мире славянских племен практически ничего не известно. Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников. Самый наглядный из них – это Збручский идол, найденный в Тернопольской области Украины в середине XIX века. Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов.
Информацию о том, как древние славянские племена представляли окружающий их мир, можно найти в древнерусской литературе, в частности, в «Слове о полку Игореве». Здесь в некоторых отрывках ясно прослеживается связь с Мировым деревом, мифы о котором существуют у многих индоевропейских народов.
На основе перечисленных источников получается такая картина: древние славяне считали, что в центре Мирового океана находится остров (возможно, Буян). Здесь, в самом центре мира, или лежит священный камень Алатырь, обладающий целебными свойствами, или растет Мировое Древо (почти всегда в мифах и сказаниях это дуб). На его ветвях сидит птица Гагана, а под ним находится змея Гарафена.
Легенды о том, как появился человек
Славянский миф о сотворении мира заключает и легенду о том, как появился человек на земле. Летописи и сказания древних волхвов повествуют свою версию сотворения земли и человека – она отличается от привычного многим Библейского сказания о том, как появился на земле первый человек Адам и его жена Ева.
Согласно мифам древних славян, Бог парился в бане, а когда вспотел – обтерся тряпицей, бросив ее на землю. После этого заспорили меж собой Бог и Сатана о том, кому же из нее создать человека. После долгих споров Сатана сделал из нее тело, а уже Бог вдохнул в этот пустой сосуд душу – так и появился человек. Именно поэтому после смерти тело человека уходит вглубь земли, а душа возносится на небеса.
Помимо этого мифы народов мира и славянские мифы основаны также на истории о сотворении мужчины и женщины на земле из яйца. Бог, рассекая яйца пополам, бросал их на земную твердь. Именно из них и выходили люди, мужчины и женщины – они находили свою половинку и вступали в брак, образовывали единое целое, некоторые тонули в болоте и потому супруги, не найдя их, проживали всю жизнь одни, без своей пары.
Славянские мифические существа – обитатели лесов
С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.
Леший – хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные – леший его не трогает, и может даже прийти на помощь – вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает: заставляет плутать и может защекотать до смерти.
Перед людьми леший предстает в разных обличьях: человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным – лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.
Водяной – дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади.
Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку – будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.
Берегиня – этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево – это береза, которая очень почиталась в народе.
Боровик – еще один лесной дух в славянской мифологии. Внешне выглядит как огромный медведь. Отличить его от настоящего зверя можно по отсутствию хвоста. В подчинении у него находятся боровички – хозяева грибов, похожие на маленьких старичков.
Кикимора болотная – еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.
Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото.
Древние Славяне из Рода да’Арии
Более полумиллиона лет назад на нашу землю именуемую Мидгард прибыли люди 4-х родов белой расы. Рода Ариев:
- да’Арии,
- х’Арии
и Рода Славян:
- Рассены
- и Светорусы.
Да’Арии — это первый из четырех Родов Великой расы. Главным внешним признаком да’Ариев признается достаточно высокий рост. Он достигал 2 метра 90 сантиметров. У да’Ариев серый цвет глаз. В ведическом эпосе такой цвет именуется цветом стали или цветом серебра. Волосы у да’Ариев чаще всего русые или седые.
Асия и происхождение расы
Да’Арии изначально относятся к представителям белой Расы. РАСА — это Рода Асов Страны Асов. Ранее, еще до появления Ивана Грозного, земля, где мы сейчас проживаем, называлась Асией. Можно с уверенностью отнести к Асии все земли Северного полушария. Именно они были переданы Александром Македонским по Кону о передаче Земель Славянским Родам, в вечное пользование.
Есть твердое убеждение, что земли эти были заняты Асами при переселении из другой космической системы. Мифы о том, что люди с белым цветом кожи являются потомками совершенно иной цивилизации, являются не просто сказками.
Мое твердое убеждение о принадлежности нашего происхождения от Великих Родов внеземной цивилизации уже непоколебимо. Кто считает, что прав Дарвин и человек произошел от обезьяны в результате эволюции — это его право. Однако по происхождению к РАСАм можно относить людей лишь с белым цветом кожи.
Другой расы — черной или желтой, просто по определению не может быть. Все потому, что другие жители планеты Мидгард-Земля попали на территорию Северного полушария уже после заселения ее Асами — про-родителями Родов Славяно-Ариев.
Однако мифы древних славян про происхождение и расселение, в основном, так пока и остались мифами. «Институты правды» под управлением хозяев денег не позволяют раскрыть факты о родстве с внеземной цивилизацией.
Характеристики крови
У да’Ариев изначально была лишь первая группа крови. Однако со временем в результате смешения с Родами Славян: Расенами и Светорусами появилась генетическая аномалия которую впоследствии назвали второй группой.
Поэтому, людей с 3 и 4 группами крови нельзя относить к Славянам или Ариям. Они появились уже в более позднее время, когда произошло смешение крови Асов с кровью других жителей планеты. Про да’Ариев можно сказать, что только у представителей этого рода всегда была самая сильная кровь.
А потому нынешние потомки данного рода чаще всего имеют первую группу и всегда положительный резус фактор. Именно из-за такого фактора у потомков да’Ариев отрицательного резуса быть не может по некоторым ведическим источникам.
Герои древних славян
Да’Арии являлись основой армии Великой расы. Этот род наиболее устойчив к воздействию психотронного оружия и негативным энергетическим атакам. Такая способность делает да’Ариев идеальными кандидатами на роль воина и защитника.
Большой рост и не человеческая выносливость характеризует этот Род. В добавок, выдающиеся физические возможности да’Ариев определили их основной ударной силой воинов при сражениях. Однако, как и все представители Великой Расы да’Арии миролюбивые и гуманные человеческие существа, со светлой душой.
Родиной да’Ариев принято считать созвездие Малой Медведицы. Однако нельзя сказать точно, кто первым прилетел на эту планету. По дошедшей информации, на сегодня, считается что все 4 Рода Славяно-Ариев прибыли на одном корабле.
Миф о мироздании
У славян существовало несколько легенд о сотворении мира:
- В одном из них рассказывается о царевне, подземном мире и трех золотых яйцах. В мифе описывается история о том, как герой спустился в темный мир мертвых, затем перешел в серебряное и золотое царствия. В последнем он встретил прекрасную царевну, которая дала ему три яйца, олицетворяющих зарождение жизни. Вернувшись в мир живых он разбросал их по разным концам света – так появилось 3 царства.
- Еще один славянский миф о сотворении мира гласит, что в самом начале в мире существовал лишь безбрежный океан, над которым летала утка – именно она уронила в воду яйцо, которое, раскрывшись, породило мир. Нижняя часть – это земная твердь, а верхняя его часть образовала небесный свод.
- Совсем иная легенда касается борьбы героя и змея, сражавшегося за золотое яйцо. Когда добрый молодец поборол злого змия и разбил напополам золотое яйцо – возникло три мира-царствия: земное и небесное, а также темное мертвых.
Легенда о божестве Роде
Еще в одном сказании идет повествование о том, что в самом начале существовал бог Род – прародитель всего живого и сущего, который был заключен в яйцо и обитал в непроглядной тьме. Он породил на свет Любовь – богиню Ладу и ее силой разрушил узы своей темницы. Так и появился свет, мир, который наполнился первозданной, чистой и светлой любовью.
Появившись в мире, Род сотворил небеса и небесное царствие, далее – земную твердь, отделив воды океана и неба. После он разделил меж собой Свет и Мрак, родил матушку – землю, погрузив ее в темные воды Океана. Лицо божества – это Солнце, а Луна – это его грудь, звезды – глаза, а утренняя зоря – брови. Темная ночь – это отражение всех мысле Рода, а ветер – его буйное дыхание, снег и дождь – слеза, которая скатилась с его глаз, а молния – олицетворение голоса и гнева.