Что такое звуки и буквы?

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Порядок букв в русском алфавите

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах:  (4 буквы, 3 звука), (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.

Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным и гласными:, , . Пример:ёлка (4 буквы, 5 звуков), юг (2 буквы, 3 звука), ягода (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд (7 букв, 7 звуков), отъезд (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Согласные звуки

Согласные зву­ки обра­зу­ют голос и шум, воз­ни­ка­ю­щий в резуль­та­те пре­одо­ле­ния воз­душ­ной стру­ёй пре­пят­ствий в поло­сти рта (зубы, смы­ка­ние и раз­мы­ка­ние губ и т.д.).

Звонкие согласные

В обра­зо­ва­нии звон­ких соглас­ных одно­вре­мен­но участ­ву­ет как голос, так и шум.

Звонкие соглас­ные име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Длинный мяг­кий звук встре­ча­ет­ся в неболь­шом коли­че­стве слов:

дрож­жи, вож­жи, езжу, виз­жать, брюз­жать и пр.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных. Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Упражнение 231,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 190,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 173,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 179,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 78,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 272,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 259,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 538,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 625,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 630,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 31,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 32,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 51,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 176,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 276,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 81,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 100,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 587,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 165,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 315,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 230,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 243,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 440,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 458,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 465,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 499,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 505,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 41,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 50,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 107,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 371,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 385,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 115,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 243,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 258,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Чем отличаются звуки от букв?

Для начала узнаем, что же является буквой. Буква – это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв. И буквы не имеют никакого значения и их нельзя произнести. То, что мы произносим, называется звуком. Кто-то может поспорить. А как же все учат алфавит? Что мы произносим? Ребенок, знакомясь с алфавитом, учит названия букв, но никак не звуки. Например, буква Б в алфавите называется «бэ», буква Г в алфавите называется «гэ» и т. д. Это название этих условных символов, которые мы переносим на бумагу. При чтении слова мы произносим звуки. Основное отличие звуков от букв — звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.

Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам

Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве

На письме буква, обозначающая звук, заключается в квадратные скобки: б-, в-. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.

Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица

Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.

Звонкие согласные

образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:

При образовании глухих согласных звуков

голосовые связки остаются в расслабленном состоянии. Такими звуками являются:

Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.

Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река», бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая. Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове. Смягчают звуки йотовые гласные («Е», «Ё», «Ю» и «Я») и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буква «И», а ее антипод «Ы», напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

«Лен» и «лень»

Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

«Коньки»

Парные согласные

Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

Зв.
Гл.

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы

Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Мультфильмы по теме

Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

https://youtube.com/watch?v=_bWieSGufYU

Учим и поем русский алфавит

Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь 

Глухие согласные звуки

Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут 

Звонкие согласные звуки

Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь 

Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков и происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

§5. Звонкие и глухие согласные

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать. 

Сравним слова: дом и кот.  В каждом слове по  1-му гласному  звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: и – звонкие, а и – глухие.  Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.

Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: — , —   и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости:  и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и .

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости — глухости. Например, у звуков , , , ,  нет глухой пары, а  у  и – звонкой.

Непарные по глухости-звонкости

Звонкие непарные: , , , , , , , , . Ещё их называют сонорными.

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя, проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все. 

У сонорных есть две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .

Глухие непарные: , , , , .

Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый звонкий, но и мягкий тоже, не только , но и и т. д. 

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
  • Ю – – гласный, ударный.
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Согласные звуки

Мягкие и твёрдые

Парные мягкие и твёрдые звуки Только твёрдые звуки Только мягкие звуки

, , , ,

Твёрдые согласные могут становиться мягкими, если стоят перед другой мягкой согласной (бантик – ). Согласные становятся мягкими перед мягким знаком, а также гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

Глухие и звонкие

Парные глухие и звонкие звуки Только звонкие звуки Только глухие звуки

, , , , , , ,

Интересно!

Нередко глухие согласные могут озвончаться, а звонкие оглушаться. Явление озвончения происходит, когда глухая согласная стоит перед звонкой (просьба ). Явление оглушения имеет место, когда звонкая согласная стоит на конце слова или в середине перед глухой (коробка , плод ). Чтобы не ошибаться в подобных случаях, пользуются методом подбора однокоренных слов, когда согласная будет чётко слышаться (коробка – коробочка, плод – плоды).

  • Звонкие согласные, не имеющие глухую пару (, , , , ), называются сонорными.
  • Звуки , , , называются шипящими.

В русском алфавите 33 буквы.Из них 10 обозначают гласные, 21 – согласные, а Ь и Ъ не обозначают звуков.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Е, Ё, Ю, ЯЕ, Ё, Ю, Я время –вр’эм’аЕ, Ё, Ю, ЯПримеры:

Звук может использоваться в качестве художественно-изобразительного средства.

  • Аллитерация – повтор одинаковых согласных.
  • Ассонанс – повтор одинаковых гласных. Это фонетические приёмы, используемые в эстетических целях.

Пример аллитерации:

«Меня окружают молчаливые глаголы,

Похожие на чужие головы, глаголы»

И. А. Бродский

Пример ассонанса:

«Над долиной мглистой в выси синей»

А. Белый

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: