Родовое происхождение мифологии
Аполлон в колеснице встречает Артемиду-охотницу. |
Итак, именно это родовое начало, имело столь большое значение для древних греков. Мифология складывалась в те времена, когда человек, объединенный прежде всего кровно-родственными связями, не мыслил себя вне рода и не мыслил между разумными существами других отношений, кроме родовых. Этими представлениями объясняются огромное генеалогическое древо, объединяющее греческий пантеон. Родственными отношениями между всеми богами и богинями пронизан мифологический мир древнего грека.
Из этих родовых связей возникло и характерное в такой большой степени только для Греции отсутствие жестких границ между человеческим и божественным мирами. Действительно, мало в каком другом пантеоне мы встретим такое огромное количество обожествленных людей — героев, ставших богами после смерти. Это также связано с тем, что греческий пантеон своими корнями уходит в культ предков. Следы этого видим даже в классические времена: так, например, на Крите показывали могилу (!) Зевса. Для древних было очевидно, что мертвых предков необходимо кормить жертвами — вот повод для появления жертвоприношений. Не менее очевидным для них было прямое влияние предков на дела людей — поэтому им необходимо молиться и просить помощи в обмен на заботу об их питании. Через некоторое время предок все более забывался, ему начинали приписывать разнообразные атрибуты, он соединялся с древним тотемом в качестве хозяина этого тотема — животного-спутника бога. Так, у Афины в спутниках была сова, а у Зевса — орел.
Парфенон — главный храм Афины в городе, названном в ее честь. |
Родовой культ с объединением родов в полис сменился общегородским культом, в котором складывался пантеон города. При этом те или иные семьи неизбежно специализировались в какой-либо области ремесла — так семейные или родовые боги, отождествляющиеся с семьей или родом, получали специальность: становились покровителями торговли, кузнечного дела, мореплавания. Представления о богах становятся сложными, обрастают подробностями, и в народных рассказах все более и более запутываются.
Тогда и появляются великие поэты Гомер и Гесиод, чувствующие необходимость описания единого, большого мира, который гораздо больше маленького мирка отдельного полиса. И они придумывают эту более или менее логичную систему всего мира. Что, кстати, древние греки вполне осознавали, отделяя “поэтические сказки о богах” от своей религии и культа. Мифы, которые мы знаем, никогда не были чем-то святым для греков, это была поэтическая картина мира, и именно в силу этого многие греческие авторы называют Гомера первым философом, и всегда он почитается мудрецом, но его поэмы никогда не являлись каноническими в религиозном смысле этого слова текстом.
Классическая Греция: осмысление мифов
В V-IV веках до н. э. многие эллины задумывались о том, что рассказывают их мифы и эпические предания. Их ум не удовлетворяли истории о полулюдях-полумонстрах, и они пытались истолковать свои предания без участия в них сверхъестественных сил. Легенды переосмысливали такие люди как один из первых историков Гекатей, Геродор Гераклейский, Геродот. В IV веке до н. э. свой вклад в переосмысление мифов внес автор «Всеобщей истории» Эфор.
Ио не была похищена Зевсом в облике быка, а, согласно Геродоту, была увезена финикийскими пиратами. Эфор развил этот сюжет, добавив, что царь Египта, которому привезли девушку, послал взамен отцу корову. Так и родился миф о превращении Ио в корову.
Чезаре Россетти, «Битва богов с гигантами». (Wikimedia Commons)
Гекатей объясняет происхождение мифа о псе Кербере тем, что на мысе Тенар (где якобы располагался вход в Аид) обитала змея, чей ядовитый укус был смертелен. По мнению Эфора, гиганты были не порождениями Земли, а дикарями-людоедами.
Диалоги Платона показывают, что критическое отношение к мифам было популярно в его время. Критики мифов не отрицали существование богов, но исключали их из тех сюжетов, которые они толковали.
Происхождение Нерея и божеств моря
Согласно мифам о происхождении богов, Гея имела детей и от сожительства с Понтом, морем. Первым из этих её детей был Нерей, добрый, благосклонный к людям, морской бог, отец многочисленных дочерей, Нереид, прекрасных морских нимф, бывших олицетворениями спокойного моря, тихих заливов, светлой жизни у безопасных бухт. Следующие дети Геи от сожительства с Понтом, сыновья Таумас и Форкид и дочь Кето были олицетворениями величественных и ужасных явлений моря. Дочерью Форкида и океаниды Электры («блестящей») была Ирида, радуга; другими дочерьми их были в древнегреческих мифах Гарпии, богини разрушительных бурь, вихрей, смертей.
Геракл и Нерей. Беотийский сосуд ок. 590-580 до Р. Х.
Дионис
Дионис родился у Зевса от прекрасной Семелы — дочери царя Кадма. Зевс обещал ей исполнить любую её просьбу и ревнивая Гера сделала так, что бы Семела попросила Зевса явиться ей в полном величии. Зевс явился ей и Семела в ужасе упала и у неё родился Дионис- слабый и неспособный жить, но Зевс спас его, зашив себе в ребро. Дионис окреп и родился во второй раз и тогда Зевс отнес его в своей сестре Ино и её мужу Атаманту — царю Орхомена.
Гера разгневалась и наслала на Атаманта безумие, в порыве которого он убил своего сына Леарха и кинулся за Ино, но так бежала и бросилась в море.
От безумного Атаманта Диониса спас Гермес и отдал его на воспитание нимфам, которые были превращены Зевсом в созвездие Гиады.
По свету Дионис всегда ходит в сопровождении охмелевших сатиров. Однако власть Диониса не все признают и тогда он наказывает, это как раз и случилось с Ликургом напал на Диониса, вместе с дочерьми, которые не пошли на праздник Диониса, он превратил его в летучих мышей. Так же он наказал и пиратов, которые пытались продать его в рабство, обвив корабль виноградными лозами, а пиратов он превратил в дельфинов, так же он наказал и царя Мидаса, дав ему ослиные уши.
Бог Крон
Уран, небо, дающее дождь, который оплодотворяет землю, был, согласно мифам о происхождении богов Древней Греции, лишен владычества Кроном, олицетворением той силы неба, которая дает созревание плодам земли. Крон стал владыкой; его правление было золотым веком; тогда «вечно были зрелые плоды, и вечно была жатва». Но проклятие отца отняло у него силу обновляться юностью, потому он в мифах о происхождении богов – символ старости, бледный, иссохший старик, с седыми волосами и длинною бородою, согнувшийся, мрачный. Ему было предсказано, что его дети низвергнута его, как низверг он отца; потому он поглощал всех детей, которых рождала ему его жена, Рея, олицетворение производительной силы гор и лесов, «мать-гора», впоследствии отожествленная с фригийскою богинею природы, Кибелой, основательницей городов, носившей корону, сделанную в виде городской стены.
Одиссея Гомера
- Гомер. Одиссея. Песнь первая
- Гомер. Одиссея. Песнь вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь третья
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(1)
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(2)
- Гомер. Одиссея. Песнь пятая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестая
- Гомер. Одиссея. Песнь седьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь восьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятая
- Гомер. Одиссея. Песнь десятая
- Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двенадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь тринадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь четырнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь пятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь семнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь восемнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать первая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать третья
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать четвертая
Ритуалы повседневности
Огромное количество бытовых действий греков в обыденной жизни было подчинено ритуалу и правилам поведения, происхождение которых приписывалось богам. Провожая гостя в дорогу, хозяин отхлебывал из чаши вина и провозглашал здравицу ему или его родителям. Поскольку любое путешествие было опасным предприятием, оно неизбежно связывалось с молитвами богам и с жертвами. Любопытно, корабль — средство для дальних походов — считался частью родной земли. Поэтому на корме корабля можно было приносить жертвы не местному богу, а «родному» городскому божеству.
Афродита рождается из морской пены. Богиню любви спартанцы изображали в виде воительницы. |
Большое значение греки придавали предсказаниям. Их делали люди, одаренные богами искусством толковать знамения. Очень часто в качестве предсказателей почитали слепцов. По представлениям греков, боги часто посылали людям предзнаменования. Орлы, птицы Зевса, считались вещими птицами, и их поведение и появление всегда истолковывали как знак. То же относилось к соколам — послам Аполлона.
Еще один тип знамения — слова человека. Человек, не знающий о замыслах другого, мог сказать что-то, что соответствовало чужим замыслам, и тогда его слова воспринимались как предзнаменование.
У каждого города был свой бог-покровитель. Монеты разных городов с изображениями божеств. Слева направо: Афродита, Афина, Арес, Артемида, Аполлон, Асклепий, Гермес, Гелиос, Посейдон. |
Происхождение титанов
Потом началась следующая стадия происхождения древнегреческих богов. Во вселенной вновь начал действовать Эрос, влекущий к соединению мужской и женский элементы, и она, сочетавшись с распростертым над нею Ураном, породила богов; эти боги были Титаны, Циклопы и Гекатонхейры, – вулканические и нептунические силы природы, деятельность которых еще продолжалась на континенте Греции, и в особенности на островах, но казалась уж ослабевшей сравнительно с тем, какой она была прежде. Титанов было двенадцать: шесть мужского пола и шесть женского. Некоторые из них избрали жилищем небо, другие землю, третьи море. Поселившиеся в море титан и титанка были Океан и Тетис (вода), из которой по другим теогоническим системам произошло все. По мифам о происхождении богов Древней Греции, Океан – река, текущая кругом земли и охватываемого землею моря; это глубокий и кольцеобразный пояс текущей воды; течение его – круговое; он граница мира, а сам он безграничен. Когда понятие о реке Океане олицетворяется в образе Титана, этот бог, сохраняющий за собою имя Океана, добрый, кроткий старик. Этот титан и его жена, прародительница рек и потоков, живут на далеком западе, который вообще был в древнегреческих мифах страной чудес. Все реки, стремящиеся по ущельям, подобно могучим быкам или победоносным героям, пролагающим себе путь чрез преграды гор, все тихие реки равнин, все ручьи и источники считались в мифах Древней Греции сыновьями и дочерьми богов Океана и Тетис. Перворожденными детьми их были Стикс и Ахелой. Стикс (по-гречески, имя женского рода) был Черной рекой; её олицетворение, древнегреческая богиня Стикс, жила на отдаленном западе, где скрывается солнце, где страна ночи; её жилищем был стоявший между скал великолепный дом с серебряными колоннами, подымавшимися до самого неба. В мифах Древней Греции она была хранительницею текущей в мрачном ущелье священной реки, водами которой клялись боги, когда давали ненарушимое обещание. – Ахелой, «серебристая река», был в мифологии представителем рек, питающих растительность. Источник этой священной, великой реки древнегреческие мифы располагали у Додоны, и орошаемая Ахелоем Додонская область, отчизна пеласгов, была «исполнена травы и хлеба, коз, овец и стад ходящего тяжелым шагом рогатого скота». У Океана, где сад Гесперид и где источники амброзии, сочетался Зевс с Герою, богинею облаков, царицею неба, которую воспитала Океан и Тетис.
На сияющем небе, согласно древнегреческой мифологии, жили титан Гиперион «высокоходящий» и титанка Тейя (блеск); от них родились боги Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря; Эос по-гречески слово женского рода); тоже на небе жила другая чета, Кей и Феба (светлая), родители Лето (ночной тишины) и Астерии (Звездного света). Детьми титанки Эос были боги-Ветры; их было четыре: Зефир, Борей, Нот и Эвр.
По мифам о происхождении богов Древней Греции, из титанов и титанок, живших на земле, некоторые была олицетворениями человеческих качеств и фазисов человеческого развития; такое значение имели Япет и его сыновья, которые тоже называются титанами: Атлас (или Атлант), поддерживающий небо; надменный Менетий; хитроумный Прометей; слабоумный Эпиметей; представления о них дали богатый материал для глубокомысленных мифов и великих произведений древнегреческой поэзии. Титанки, жившие на земле, были олицетворениями благотворных сил, дающих человеческой жизни благоустройство или благородные наслаждения; таковы были Фемида, богиня справедливости, законного порядка; дочери её и Зевса были в мифах о богах Древней Греции Оры (Horai, часы суток, времена года), богини правильного хода годичных перемен в природе и правильного устройства человеческой жизни; Эвринома, мать Харит (Граций), богинь всего милого, привлекательного в природе и в человеческой жизни: веселья, красоты, изящества; Мнемосина, чьими дочерьми от союза с Зевсом были богини пения, музы; грозная Геката, богиня судьбы, пользовавшаяся очень большим уважением; ей первой из всех божеств молились приносящие жертву искупления; от неё исходило благо и зло людям. Впоследствии Геката стала в мифах Древней Греции богинею дорог и перекрестков; перекрестки были местом погребения, и на них, близ гробниц, при таинственном свете луны, являлись привидения; потому Геката стала ужасною богинею чародейства и призраков, сопровождаемых завыванием собак.
Одиссей
Одиссей, царь острова Итака, отличался умом, хитростью и ловкостью. Он принимал участие в Троянской войне, и именно он предложил грекам сделать громадного деревянного коня, спрятать в нем самых лучших воинов и оставить его у стен Трои. Хитрость Одиссея удалась, благодаря чему греки сумели овладеть Троей (отсюда выражения «троянский конь» и «дары данайцев» — для обозначения дара, сделанного для погибели врага). Труден был путь Одиссея на родину, на Итаку, нередко он подвергался смертельной опасности, но благодаря помощи богов и собственному уму преодолевал все препятствия. Он попал к страшному одноглазому циклопу Полифему, который съел шестерых его спутников. Одиссей напоил Полифема, выколол его единственный глаз, а затем вместе с оставшимися спутниками хитростью сумел выбраться из его пещеры.
Волшебница Кирка превратила его спутников в свиней, и Одиссею чудом удалось избежать той же участи, а потом и спасти своих товарищей. Он сумел благополучно проплыть мимо острова сладкоголосых сирен, которые завлекают моряков своим чудным пением и разбивают их корабли о скалы, — Одиссей заткнул воском уши своих спутников, а себя велел крепко привязать к мачте. Его корабль проплыл между чудовищами Сциллой и Харибдой. Одиссей единственный спасся, когда Зевс, рассердившись на его спутников, съевших священных коров бога Гелиоса, метнул молнию в их корабль. Несколько дней Одиссея, вцепившегося в мачту, носило по морю. Семь лет он томился в плену у нимфы Калипсо. Его плот, на котором он уплыл от Калипсо, потопил гневавшийся на Одиссея Посейдон, и он чудом остался в живых.
Избиение женихов. Никола Андре Монсио
После кораблекрушения Одиссей оказался на острове феакийцев Керкира (Корфу), где его нашла спящим Навсикая, дочь царя Алкиноя. Она дала Одиссею одежду, накормила его и привела в город. Героя поразили красота и богатство города, дворца царя и садов. Одиссей рассказал Алкиною и царице Арете о своем участии в Троянской войне и обо всех приключениях, бедах и невзгодах, которые ему пришлось пережить потом, и попросил их отправить его на родину. Феакийцы снарядили корабль, отнесли туда богатые дары для Одиссея, устроили прощальный пир и отправили героя на Итаку. Много лет верная жена Одиссея Пенелопа ждала его. Вернувшись на Итаку, никем не узнанный Одиссей обнаружил многочисленных женихов, требовавших, чтобы его жена вышла замуж. Пенелопа предложила им посостязаться в стрельбе из лука, принадлежавшего мужу, но никто из них не сумел даже натянуть тетиву. Одиссей взял лук и перебил всех женихов. Он открылся Пенелопе и вновь стал царствовать на Итаке.
Кони Диомеда: трактат о мифах Палефата
Логичным продолжением греческой критики мифа стал трактат Палефата «О невероятном». Загадкой остается личность его автора. Византийский словарь «Суда» знает четырех писателей с именем Палефат, хотя имя популярным не было. Это — псевдоним, означающий — «давно изреченное».
Скорее всего, автор трактата «О необычайном» был современником Аристотеля. В трактате 52 главы, но 7 из них отличаются по стилю и просто пересказывают мифы. Они есть не во всех рукописях, но попали в первое печатное издание Палефата.
Каждая из 45 глав имеет структуру — пересказ мифа, опровержение, объяснение. Иногда, по мнению Палефата, в основе мифа лежит историческое событие, искаженное людской памятью. Иногда — неправильно понятое слово. Например, рассказ о каменной статуе Ниобы превратился в людской памяти в сюжет о том, что она была превращена в камень.
Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями». (Wikimedia Commons)
В трактате Палефата чудовища становились людьми, чьи деяния исказила людская память. Так, Сфинга (Сфинкс) у него — не загадывающий загадки монстр, а брошенная жена основателя Фив Кадма Она засела на соседней горе и нападала на фиванцев из засад. Автор добавляет, что «засада» и «загадка» у фиванцев — одно слово.
Легенду о конях-людоедах царя Диомеда автор объясняет тем, что некий древний землевладелец растратил свое состояние на содержание дорогих, но бесполезных коней. Про него стали говорить, что кони его съели.
Божественный пантеон
Вся история началась с того, что источник жизни был заключен в Хаосе, который окутывал Землю. Именно он и породил всю Вселенную — мир, богов, животных, растения, человека. Под землей появилась бездна ужаса — мрачный Тартар.
Хаос также создал Эреба — Вечный Мрак, Никту — Ночь. Они стали парой, у них родились дети Гемера и Эфир. Сын был вечным Светом, а дочь — Днем. Как только они появились, в мире возникли сутки. День сменял ночь и наоборот. Гея — богиня Земли — смогла создать Небо, или Уран. Оно раскинулось над всем миром, к нему потянулись высокие Горы. А берега начало омывать бескрайнее Море.
После этого Уран женился на Гее. У них родились сыновья и дочери, которые тоже образовали пары:
- Океан и Фетида;
- Гипперион и Тейя;
- Астрея и Эрос.
Титан Океан и богиня Фетида дали начало всем рекам, а Тейя и Гиперон породили Гелиоса, Эос и Селену. Это Солнце, Заря и Луна, которые освещают мир. Эос и Астрея дали жизнь звездам и ветрам. Последних всего четыре:
- Эвр — восточный;
- Зефир — западный;
- Борей — северный;
- Нот — южный.
Грайи, Сцилла и Горгоны
От сожительства Форкида и Кето родились уродливые Грайи, страшные чудовища Сцилла и Горгоны; они жили на краю вселенной, где заходит солнце, в стране Ночи и детей её. – Грайи, три сестры, были уж при самом рождении седыми старухами; все три, они имели только один глаз и один зуб, которыми пользовались поочередно. Горгоны, из которых самою ужасною была Медуза, были крылатым чудовища с человеческими головами, на которых вместо волос были змеи, и с таким страшным выражением лица, что от взгляда их все живое превращалось в камень.
Сцилла. Беотийский краснофигурный кратер второй половины V в. до Р. Х.
Война с титанами
Древние мифы и легенды Греции были насыщены кровавыми войнами за власть. Первая из них началась после того, как подросший Зевс заставил Кроноса извергнуть проглоченных детей. Заручившись поддержкой братьев и сестер и призвав на помощь заточенных в Тартаре великанов, Зевс стал бороться с отцом и другими титанами (некоторые впоследствии перешли на его сторону). Основным оружием Зевса стали молнии и громы, которые ковали для него циклопы. Война длилась целое десятилетие; Зевс и его союзники победили и заточили врагов в Тартаре. Надо сказать, что Зевсу тоже была уготована судьба отца (пасть от руки сына), но он сумел ее избежать благодаря помощи титана Прометея.
Миф об Одиссее
Этот миф рассказывает о царе острова Итаки и герое Троянской войны по имени Одиссей. Целых 20 лет он не мог вернуться на свою родину: 10 лет Одиссей участвовал в легендарной Троянской войне, а затем столько же лет скитался по морям. Какие только испытания и преграды не попадались древнегреческому герою на пути домой: гигантский циклоп Полифем, великаны-людоеды, волшебница Киркой, нимфа Калипсо, спуск в подземное царство мертвых, остров сирен и пролив между двумя чудовищами — Сциллой и Харибдой.
Навсикая и Одиссей / Художник: Иоахим фон Зандрарт
Вернувшись после 20 лет скитаний домой, Одиссей увидел своего уже взрослого сына Телемаха и прекрасную жену Пенелопу, которая хранила ему верность, несмотря на наличие огромного количества женихов. Их всех сразу же перебил вернувшийся на родину хитроумный царь острова Итака.
Аполлон
Рождение. Бог света Аполлон родился на острове Делос. Его мать Латона нашла приют на этом острове, так как Гера преследовала её по пятам и послала страшного змея Пифона. Рождение Аполлона ознаменовалось потоками яркого света.
Борьба с Пифоном. Юный Аполлон грозил всему злому и мрачному, он отправился в жилище Пифона, вызвал его на дуэль и победил. Апполон зарыл его в землю священного города Дельфы, там же он создал свое святилище и оракул.
Аполлон у Адмета. Искупая свой грех Аполлон пас стада царя Адмета, он сделал их великолепными и помог получить руку царицы Алкесты. Кроме этого он правил хором муз. Его составляли Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танца, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Так же Аполлон может и наказывать. Именно он наказал сыновей Алоэя — Отта и Эфиальта, они грозились взгромоздиться на небо и похитить Геру и Артемиду. От руки Аполлона пострадал и фригийский сатир Марсий, он осмелился состязаться с ним в игре на арфе, которую бросила Афина, прокляв инструмент, так как он обезображивал её лицо. Аполлон выиграл соревнования и приказал повесить Марсия, содрав с него шкуру.
Борьба богов с гигантами
Еще более популярен был, еще чаще, нежели война с Тифоном, служил предметом поэтических рассказов и произведений искусства древнегреческих миф о войне богов с гигантами (Гигантомахия). Гиганты были также сыновья земли-Геи; в них тоже олицетворялись древними греками силы, производящие геологические перевороты. Они нагромождали горы на горы и бросали на Олимп огромные скалы, но были наконец побеждены Зевсом, Афиною и Гераклом. Только по преодолении этих стихийных сил получило прочность благоустроенное правление небесных божеств.
Борьба богов с гигантами. Пергамский алтарь
Автор фото — Claus Ableiter
Таково содержание мифов о происхождении богов Древней Греции
Миф о Сизифе
Неслучайно Древняя Греция является родиной демократии, так как здесь даже цари не могли уйти от ответственности за совершенные ими преступления.
Один из таких примеров — коринфский царь Сизиф, который посмел обмануть самого Зевса — главного бога греческого Олимпа. Придя в ярость, Зевс отправил за Сизифом Смерть, которую коварный царь, встретив крайне дружелюбно, пригласил за стол, после чего связал и запер.
Отсутствие Смерти нарушило привычный уклад жизни в обществе, где отныне никто не мог умереть. Больные и старые люди вынуждены были умолять Смерть забрать их в царство мертвых.
Когда бог войны Арес по поручению Зевса нашел и освободил Смерть, она первым делом отправила хитроумного Сизифа в преисподнюю. Однако коринфский царь и здесь проявил чудеса находчивости, сказав, что ему нужно на 3 дня вернуться домой, чтобы наказать жену, предварительно приказав последней не предавать его тело земле. Вернувшись на белый свет, Сизиф и не думал возвращаться назад в царство Аида, пока его туда насильно не вернул бог Гермес, который выполнял функции проводника.
Сизифов труд — толкать камень в гору
За свою гордыню, дерзость, многочисленные интриги и обманы Сизиф был приговорен Зевсом к вечной каторге. Бывший коринфский царь вынужден день за днем катить огромный камень на вершину горы. В последний момент он скатывается обратно в пропасть. Отсюда и появился фразеологизм «сизифов труд», который означает выполнение тяжелой, бесконечной и бессмысленной работы.
Древнегреческая мифология не только крайне увлекательна, но и очень познавательна. Многие фразеологизмы появились благодаря греческим мифам. А боги Древней Греции далеки от совершенства, поэтому им, как и людям, присущи определенные недостатки.
Новая эпоха
В небольшом сообщении или докладе о греческих мифах можно коротко рассказать про свержение Урана. Это событие положило начало новой эпохе в жизни богов и человека. Богиня Гея родила еще шесть сыновей. Трое из них были циклопами — одноглазыми великанами, а остальные — Гекантохейрами. Так называли чудовищ с 50 головами и сотней рук.
Урана поразило их уродство, и он отрекся от собственных детей, заключив их под землю. Гея тяготилась этим бременем. Она призвала титанов и приказала им свергнуть своего супруга. Хотя они были могучими, все равно испытывали страх перед отцом. Только самый младший — Кронос — не испугался и исполнил приказ матери.
Он низверг Урана и вместо него стал властвовать. Но его решила наказать Ночь, она родила шестерых детей:
- Таната;
- Эриду;
- Апату;
- Кера;
- Гипноса;
- Немезиду.
Все они символизировали ужасные явления — смерть, раздор, обман, уничтожение, кошмарные сны, отмщение.
Тогда он приказал своей жене Рее отдавать ему всех младенцев на съедение. Далеко не один ребенок был уничтожен Кроносом. Из-за него погибло пять детей — Гера, Посейдон, Аид, Деметра и Гестия. В книгах с мифами Древней Греции для 5 класса есть кошмарный рисунок, изображающий Кроноса, который поглощает своего потомка.