Составление описательного рассказа по развитию речи в средней группе «дети на прогулке»

Конспект составление описательного рассказа

Цель
Научить детей составлять небольшие описательные рассказы, состоящие из трех-четырех предложений. При этом, дети должны опираться на вопросы педагога.

 Задачи

  • Обучающего типа: научить отвечать детей на вопросы воспитателя.
  • Развивающего типа: развивать мышление и память.
  • Воспитательного типа: вызвать желание у детей рассказывать о животных.

Предварительная работа
Беседа о повадках домашних животных, их питании, внешнем виде. Рассматривание дома представителя животного мира. Чтение сказок  «Усатый — полосатый» , «О глупом мышонке», потешек и стихов. Изучение иллюстраций к сказкам.

Материал для демонстрации

  • котенок-игрушка;
  • мнемотаблица — план-схема рассказа;
  • медали с изображением кошки для каждого ребенка.

Ход занятий в первой части

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости кто-то пришел. А кто, вы должны отгадать. Я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто это.

Дети отвечают — котенок.Воспитатель — правильно!  Он пришел к нам в гости и я сейчас его вам покажу. Ой, а он куда-то подевался. Ребята, только что он был здесь. Вы его не видели? Нужно его поискать.

В дверь раздается стук.

Воспитатель:

Да это же котенок, который от нас убежал. Как хорошо, что он нашелся. Спасибо! Озорник, идем скорей.

Ход занятий во второй части

Воспитатель — кто хочет познакомиться с котенком?Дети — мы.Воспитатель — давайте придумаем ему имя.Дети предлагают имена.Воспитатель — давайте назовем его Кузей.Дети повторяют — Кузя.Воспитатель — осмотрите на его шерстку, какая она?Дети описывают.Воспитатель — мягкая, пушистая, красивая.Дети повторяют.Воспитатель — какого цвета шерстка?Дети называют.Воспитатель — серого.Дети повторяют.Воспитатель — какие у кота части тела?Дети перечисляют.Воспитатель — хвост, лапы, туловище, голова.Дети повторяют.Воспитатель — что любит кот есть?Дети отвечают.Воспитатель — кот любит есть рыбу.Дети повторяют.Воспитатель — кот любит мышей ловить и играть.

Физкультминутка

Воспитатель — Кузя на ухо что-то говорит. Ребята, коту Кузе нравится, когда про него рассказывают дети. Если ваш рассказ ему понравится, он пойдет с вами гулять и поиграет с вами в Кошки — мышки. Давайте про него расскажем.

Дети рассказывают.

Воспитатель — Гость наш дорогой, я хочу поиграть с тобой и сейчас про тебя расскажу, а ребята послушают. Итак, ребята, слушайте и запоминайте, вы тоже про Кузю будете рассказывать. Нам помогут в этом картинки.

Это кот Кузя. У него пушистая, мягкая, красивая шерстка. Она серого цвета. у Кузи есть лапы, хвост, голова и туловище. Кузя любит играть с ребятами и ловить мышей. Вот какой замечательный кот Кузя.

Ну что, Кузя, понравился тебе рассказ? А теперь будут рассказывать про тебя ребята.

При помощи мнемотаблицы дети повторяют рассказ. Если кто-то не может воспроизвести рассказ, воспитатель должен задать наводящие вопросы.

Воспитатель — Ребята, коту Кузе  очень понравился ваш рассказ и теперь он хочет поиграть с вами в игру Кот и мыши.

Ход занятий в заключительной части.

Рассказывает воспитатель. Завелись в одной избе мыши. Хозяйка что только не пыталась сделать, чтобы уберечь от мышей припасы — ставила мышеловку, по ночам не спала сторожила, но ничего не помогало. И вот, наконец, хозяйка завела кошку. Быстрая и ловкая кошка переловила воришек и сохранила хозяйские припасы. А теперь давайте поиграем.

Игра Мыши и кот

Воспитатель выбирает, кто будет котом или кошкой, это будет водящий, который притворяется спящим. Остальные дети изображают мышей, которые сидят на стульчиках (в норках). Мышки по сигналу из норки выбегают, подходят к кошке и говорят:

Кошка просыпается после этих слов, начинает громко мяукать и ловить мышей. Мыши убегают в норки.

Воспитатель — Дети, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается. Кот Кузя награждает каждого ребенка медалью и прощается.

Воспитатель в конце занятия подводит итог:

  • Кто был у нас в гостях сегодня?
  • Что делал?
  • Про кого сочинили рассказ?
  • Что в составлении рассказы было трудно?
  • С кем вы играли?

Ход занятия.

— Отгадайте загадку, о ком она?

Серенький, пушистый,

С длинными ушами,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

— Как по-другому можно сказать? (зайчонок, заюшка, заинька, зайчишка, зайчик, зайчата, зайчиха)

— У каждого из вас лежит карточка с изображением зайчонка. Скажите, что зайчата делают? (зайка играет на металлофоне; заюшка горько плачет; заинька спит и т. д.)

(Стук в дверь, входит плачущая зайчиха, здоровается).

— Ребята, к нам в гости пришла зайчиха, но она чем-то огорчена. О чём ты плачешь, зайчиха?

— Как же мне не плакать, если я всех детёнышей-зайчат растеряла. Следы ведут в ваш детский сад. Может, ваши детки мне помогут разыскать?

— Как же не помочь! Поможем, ребята? Но только как это сделать?

— А у меня есть их фотографии (показывает карточки с изображением зайчат)

-Чтобы все услышали, сделаем объявление по микрофону. А вы внимательно слушайте и смотрите, не о вашем ли зайчике говорят.

(Даю образец объявления).

«Внимание! Внимание! Потерялся зайчик. Он серого цвета, длинные уши, короткий пушистый хвост

Зайка одет в красную футболку, синие брюки, обут в кроссовки. Он разговаривает по телефону. Кто его найдёт, пожалуйста, приведите к маме – зайчихе». (Ребёнок, у которого есть карточка с изображением такого зайчонка, приносит её и говорит: «Я нашел зайчика, который говорит по телефону. Возьмите его, пожалуйста, мама-зайчиха», зайчиха благодарит).

— Не забудьте, ребята, сказать, какого цвета зайчик, какие у него уши, хвост; во что одет, что он делает.

(Так поочерёдно описываются все карточки).

«Внимание! Внимание! Потерялся зайчик серого цвета. У него длинные уши, короткий пушистый хвост

Оде заинька в зелёный костюм. В лапах держит морковь. Кто его найдет, пожалуйста, приведите к маме-зайчихе».

Анализ

_ Молодец! Ты рассказала громко, все услышали твоё объявление. А что ещё любят есть зайцы? (капусту).

— Можно по-другому сказать: зайцы лакомятся морковью и капустой.

(Зайчиха благодарит за найденного зайчонка).

-Ребята, Саша пока только учится рассказывать всем сразу громко, не спешить. Потрудитесь сидеть особенно тихо, а он постарается говорить так, чтобы все его услышали. (Ребёнок рассказывает).

Анализ.

-Ты рассказал сегодня гораздо лучше. Мне почти не пришлось тебе подсказывать. У тебя сегодня получился большой и красивый рассказ.

Описание другой картинки.

«Одет в зелёную рубашку, штаны в полоску, красные сапоги. В лапах держит балалайку.

-Ребята, когда будете делать объявление, не забывайте называть зайцев по-разному.

-Наташа умеет увидеть в рисунках что-то необычное. Интересно, что заметит она сегодня.

Описание.

«Одет в красную шубу, брюки в полоску. Зайчик громко плачет, он разбил чашку».

-Молодец, как точно ты отметила настроение заиньки.

-Кто будет делать объявление, не забывайте говорить вежливые слова.

Описание.

«Зайчата одеты в желтые футболки в чёрный горошек, коричневые брюки. Заюшки пилят бревно».

-Какое настроение у зайчат? (весёлое). Если они с удовольствием трудятся, их можно назвать трудолюбивыми.

-Зайчиха, Витя правильно рассказал об этих зайчатах, это твои детки?

-Да, это они – мои трудолюбивые заюшки. Правильно вы заметили, что они одеты в одинаковые костюмы – они близнецы.

— Ребята, но что-то зайчики не могут распилить брёвнышко, не поможем ли мы им? Когда пилят бревно, слышится звук «щ-щ-щ». Губы выдвинуть вперёд, зубы видны, они сближены, язык за зубами слегка прижат.

Физминутка. «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг… и убежал.

-Ну как, зайчиха, ты довольна, всех мы деток отыскали?

-Да, да, теперь вся семья в сборе. Думаю, что больше они от меня не будут убегать. И вы, ребята, никуда от мамы и воспитателя далеко не уходите. А теперь я с вами попрощаюсь и оставлю вам своё угощение – корзинку с яблочками. Ешьте на здоровье витаминчики и быстро вырастите.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас,

Дружно за руки беремся.

И друг другу улыбнемся!

— Доброе утро, ребята!

Дети : Доброе утро!

— Ребята я хочу загадать вам загадку. Послушайте, пожалуйста

«С неба падают зимою,

И, кружатся над землёю

Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

-Молодцы! А как вы догадались, что это зима?

-Давайте подойдем с вами к окну и посмотрим, какая красивая зима пришла к нам.

-Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и так ли автор описывает зиму.

Сергей Михалков

Снег кружится,

Снег ложится —

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег — упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело:

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится —

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Только дворник, только дворник,

Говорит: — Я этот вторник,

Не забуду никогда!

Снегопад для нас — беда!

Целый день скребок скребет,

Целый день метла метет.

Сто потов с меня сошло,

А кругом опять бело!

Снег! Снег! Снег!

— О чем оно?

— Кто рад снегу?

— У кого будет много дел?

Основная часть:

Проходите на свои места. Посмотри, какая картина (дети рассматривают картину)

-Какое время года изображено на картине?

-Кто изображен на картине?

-Сколько детей?

-Кто это мальчики или девочки?

-В какую одежду одеты девочки?

-Что они делают?

— Что делает девочка в розовой шапочке?

-Что делает девочка в синей шапочке?

-Что делает девочка в зеленой шапочке?

-А кто сидит на ветке елки?

-Что ворона делает?

-Какие осадки видно на этой картине?

-Молодцы! Мы с вами знаем что снег – это снежинки, а снежинки — кристаллики воды. Посмотрите у вас на столах декоративные снежинки, они сделаны из пластмассы, но очень- очень похожи на настоящие, только не тают.

-Ребята, а что же произойдет с настоящей снежинкой, если она попадет в тепло?

-Молодцы! Вы наверное устали? Давайте с вами отдохнем.

Мы зимой в снежки играем, мы играем

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи рукам руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

(соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

— Вот мы с вами и отдохнули, а теперь давайте составим описательный рассказ по картине.

-Кто хочет попробовать? (ответы 2-3 детей).

-Хорошо. Давайте вернемся с вами к нашим снежинкам.

-Какой звук слышаться в начале слова?

-Какие слова вы знаете со звуком -с-?

-Молодцы, а какие слова вы знаете со звуком -с- на тему зима?

(Снегурочка, снег, сосулька, скользко, санки, снегопад)

-Молодцы, а каких зимующих птиц вы знаете со звуком -с-?

(снегирь, синица, сорока)

Итог:

-О чем мы с вами говорили?

-Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?

-Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо работали.

На этом наше занятие законченно.

Ход занятия:

Дети входят в группу как снежинки, рассаживаются по местам.

1. Организационный момент:

Воспитатель: сейчас, ребята, у нас будет занятие по развитию речи, на котором покажем, как мы умеем составлять рассказы по схемам.

2. Мотивационный этап:

Воспитатель: Утром я встретила Снеговика-почтовика, который передал вам, ребята, вот это письмо с заданиями (показ конверта с заданиями).

Если мы выполним задание, Снеговик даст нам часть картинки, которую мы должны собрать. А что это за картинка, Снеговик не сказал. Это сюрприз!

Ну что, попробуем выполнить задание!

Дети: Да!

3. Операционный этап:

Воспитатель: Первое задание такое? Нужно разгадать ребус.

3 2 1 4

М И З А

На доске:

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно, зима! Назовите мне зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Давайте поиграем в такую игру: «Кто больше назовет «зимних» слов со звуками -з-, -с-, -сь-, -зь-?»

Дети: Снег, снегопад, снеговик, снегоход, Снегурочка, санки, снежинка, снежный, заснеженный, зимний, зима, зимовать, и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все верно сказали. За выполненное задание Снеговик дает первую картинку. (прикрепляется на доске).

Воспитатель: Следующее задание: Снеговик предлагает составить описательный рассказ о зимушке-зиме на листах-подсказках.

Символами, значками нарисуйте о том, о чем вы хотите рассказать.

(У каждого ребёнка лист-подсказка)

Самостоятельная работа.

Воспитатель: Пожалуйста, кто расскажет о зиме, что же это за время года такое?

(3-4 ребенка рассказывают о зиме)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю и Снеговику бы очень понравились ваши рассказы. За это от него еще одна картинка.

(вешается вторая часть картинки)

4. Физминутка:

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают – не идет ли волк?

Раз – согнулся, разогнулся,

Два – нагнулся, потянулся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Воспитатель:

И последнее, третье задание для ребят приготовил Снеговик.

4. Художественное слово: (Загадка про Деда Мороза)

Запорошил все дорожки,

Разукрасил все окошки,

Дарит детям радость, смех,

И подарков всех не счесть.

С белой длинной бородой, в красной шубе меховой,

К нам на праздник он приходит,

Хороводы с нами водит.

Воспитатель: Кто это, ребята? Узнали вы его?

Дети: Это Дед Мороз!

Воспитатель: Правильно, это Дед Мороз! И Снеговик просит нас придумать рассказ про Деда Мороза. А помогут нам в этом схемы.

(достает схемы)

Воспитатель: Посмотрите на первую схему. Кто здесь изображен? Какое предложение мы можем составить?

Дети: Это Дедушка Мороз, или к нам пришел Дед Мороз, или это добрый Дедушка Мороз, и т. п.

Воспитатель: Посмотрите на вторую схему. О чем здесь мы скажем?

Дети: У него доброе лицо с длинной белой бородой, веселые глаза.

Воспитатель: Это третья схема. О чем мы будем здесь говорить?

Дети: Одет Дед Мороз в красную меховую шубу, в шапке с белым мехом, в валенках. Подпоясан красным поясом. В руках держит свой волшебный посох.

Воспитатель: На следующей схеме изображены, ёлочка-красавица и Снегурочка.

Дети: Дед Мороз вместе со своей внучкой Снегурочкой приходит к нам на праздник Новый год.

Воспитатель: Что мы скажем по пятой схеме?

Дети: Он приходит не с пустыми руками, а с мешком подарков для ребят.

Воспитатель: А по последней схеме мы должны сказать о своём отношении к Деду Морозу, о своих чувствах, эмоциях.

Дети: Мне очень нравится Дед Мороз, потому что он очень добрый.

Мне очень нравится Дед Мороз и я всегда жду его с нетерпением.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень интересный рассказ у вас получился. А как мы его назовем?

Дети: «Дед Мороз», «Добрый Дедушка Мороз». «Долгожданный гость» и т. п.

Воспитатель: Кто попробует рассказать весь рассказ по схемам?

(1-2 ребенка рассказывают рассказ целиком)

Воспитатель: За ваш рассказ Снеговик дарит вам еще одну картинку (прикрепляется, получается Снеговик).

Воспитатель: Ой, ребята! Вот это сюрприз – посмотрите, кто получился!

Дети: Снеговик-почтовик!

5. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Справились мы с его заданиями?

Дети: Да!

Воспитатель: Но и это еще не все!

За вашу хорошую работу на занятии Снеговик награждает вас вот такими медальками «Умница», «Умник» (раздаются медали).

Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на занятии!

Ход занятия

Организационный момент.

Лог: Здравствуйте ребята! Садитесь.

День наступает,

Природа оживает.

Солнце встаёт,

Нам тепло даёт.

Друг на друга поглядим,

Про себя проговорим:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие!

Все у нас пригожие! Готовы заниматься? Тогда начнем скорее.

2. Объявление темы занятия.

Логопед : Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие по одному очень интересному городу. А как называется этот город Вы узнаете, если назовете его жителей…отгадав мои загадки. Согласны?

По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.

• Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)

• Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)

• Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)

• Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)

• Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)

• Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер)

• Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель)

Логопед : Доктор, повар, шофер, строитель… Каким общим словом их можно назвать?

Дети: Это профессии.

Логопед : Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много! Наше путешествие в город Профессий начинается.

3. Работа по теме занятия.

Логопед : Назовите профессии, которые вы слышали в загадках.

Найдите картинки с изображением людей тех профессий, которые вы назвали.

Дети разбирают картинки.

Логопед : Назовите профессию и скажите, что делает человек этой профессии на работе.

Дети: Это – полицейский. Он следит за порядком на улицах.

Это – шофёр. Он водит машину.

Это – пожарный. Он тушит пожар.

Это – строитель. Он строит дома.

Это – воспитательница. Она работает с детьми.

Игра с мячом “Кто где работает?”

Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.

5. Игра «Доскажи словечко» с шариками Су-джок.

Логопед : Давайте отдохнём. Предлагаю вам вынуть из мешочка шарики Су-джок и поиграть в игру «Доскажи словечко».

Логопед и дети : Профессий всех не сосчитать! (дети катают шарик)

А вы какие можете назвать? (дети открывают его, и достают колечко)

Поезд водит – (машинист) (катают кольцо на большом пальце правой руки)

Трактор водит – (тракторист) (кольцо на указательном пальчике)

В школе учит нас – (учитель) (кольцо на среднем пальчике)

Строит здание – (строитель) (кольцо на безымянном пальчике)

Стены выкрасил – (маляр) (кольцо на мизинце)

Доску выстругал – (столяр) (катают кольцо на большом пальце левой руки)

В шахте трудится – (шахтер) (кольцо на указательном пальчике)

В доме свет провел – (монтер) (кольцо на среднем пальчике)

В жаркой кузнице – (кузнец) (кольцо на безымянном пальчике)

Кто все знает – (молодец! (кольцо на мизинце)

Лог. : Ребята, а вы уже знаете кем будите когда вырастите большими.

Игра “Кем ты будешь?”.

Дети отвечают предложением:

– Я буду строителем, построю дома, школы.

– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д.

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

• Название профессии.

• Место работы.

• Что делает человек данной профессии?

• Что нужно ему для работы?

Логопед предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.

Образец рассказа : Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.

7. Самостоятельные рассказы детей.

8. Анализ детьми рассказов своих товарищей.

9. Итог занятия, – О каких людях, каких профессиях составляли рассказы?

Релаксация. “Лентяи”.

Логопед : Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы — лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги (пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Описательный рассказ в подготовительной группе

Главной задачей описательного рассказа в подготовительной группе является закрепление навыков словоизменений в согласовании прилагательных и существительных, существительных и числительных. Составление описательного рассказа помогает развитию логического мышления (анализ, синтез), внимания, памяти, творческому воображению, обогащает словарь детей в эмоционально-оценочном плане. Так же, описательный рассказ воспитывает умение слушать внимательно взрослых и сверстников.

Материалы:

  • изображения персонажей из сказок — Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас — Барабас;
  • схема — описание портрета;
  • пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;
  • ножницы, цветной карандаш;
  • носы, вылепленные из теста, разные по форме;
  • из бумаги вырезанные уши — три пары (маленькие, средние, большие);
  • кисточка.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри.

Стол

Ножек четыре, шляпка одна,

Нужен, коль станет обедать семья.

Четыре братца

под одной крышей живут,

одним поясом подпоясаны.

Стул

На четырех ногах стою,

Ходить я вовсе не могу:

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.

Есть спина, а не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит.

Кровать

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я?.

Днем спит на ней подушка.

А по ночам — Андрюшка.

Ребенок, отгадывающий загадку, присаживается за стол

Педагог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети: О мебели

Педагог: А какую еще мебель вы знаете?

Дети отвечают на вопрос.

Педагог: А теперь давайте «посадим» наших птиц на разные деревья. (дерево с летнее на него «посадим» птиц перелетных, а дерево зимнее на него «посадим» зимующих птиц)

После этого дети садятся на свои рабочие места.

Педагог: наши птицы еще и передвигаются по разному?

Педагог: наши птицы питаются также по разному. У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы птицы и то чем они питаются. Возьмите карандаши и соедините стрелками птицу и то чем она питаются.

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом.

Физминутка «Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

(Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

(Дети садятся за столы)

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про насекомых. И нам поможет вот такая схема

На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.

Схема: это скворец. Птичка не очень большого размера. У него черное туловище, черные крылья, хвост и голова. Эту птицу легко узнать по желтоватому острому клюву. У скворца блестящие черные перья. Он умеет красиво петь. Он ест насекомых и зерна. Скворец очень хорошо летает. Он живет не далеко от людей в лесу или в парке. Скворец делает себе гнезда из веток. Многие люди к весне делают небольшие домики, которые называются скворечниками. Скворечники вешают на деревья. Весной у этой птицы появляются птенцы – скворчата. Эта птица перелетная. Люди каждый год ждут прилета скворца. Есть такая примета – если прилетел скворец, то пришла весна.

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ.

2. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).

Ход занятия:

Усаживаю детей полукругом перед закрытой картиной и спрашиваю

— Дети скажите в какие игры вы любите играть? (школа, библиотека, магазин, театр, парикмахерская, военные).

— Мы сейчас поговорим о сюжетно — ролевой игре «Магазин».

— Назовите, какие отделы в магазине можно открыть? (кондитерский, мясной, бакалейный, хлебобулочный, овощной, бытовая химия).

— Как называется такой магазин, где много различных отделов? (Супермаркет).

— Для того чтобы дети интересно играли в «Магазин», что для этого нужно? (распределить роли, организовать отдел, поставить весы, кассовый аппарат, повесить вывеску и т. д.).

— А сейчас внимательно посмотрите на картину и расскажите, что вы видите? (открываю картину, дети рассказывают).

— Давайте назовем картину. А как по-другому сказать можно?

— Как называется отдел магазина? (овощной).

— Подробно опишите роль, которую выполняет девочка, стоящая за прилавком, как она одета?

— Кто стоит около неё? Как одет и его игровые действия?

— Опишите детей покупателей? Как вы думаете, что они купят?

— Назовите овощи и фрукты, которые продают в магазине?

А сейчас все выходите в круг и мы с вами назовем еще фрукты и овощи, которые мы знаем.

Физминутка: У метро стеклянный дом (дети идут по кругу взявшись за руки)

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту, (останавливаются лицом в круг,

Лук и перец очень вкусный загибают по одному пальцу

Сок, бананы, апельсины, сначала на одной руке, потом на другой.

Киви, свёклу, мандарины На каждое название овощей и фруктов).

Это место – просто склад (Вновь идут по кругу, взявшись за руки).

Витамины для ребят.

Предлагаю занять свои места.

— А сейчас мы с вами расскажем обо всем сразу по плану, который я вам расскажу.

План:

— Как называется картина?

— Какой отдел магазина изображен на картине?

— Что можно здесь купить?

— Опишите внешний вид детей и их игровые действия?

— Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Повторяю план два раза. Предлагаю составить 3-4 рассказа. После каждого рассказа оцениваю. Предлагаю следующим детям использовать:

Прилагательные – нарядные, веселые, довольные и т. п.

Глаголы – улыбаются, показывают, взвешивают и т. п.

Разные красивые слова –наречия, предлоги и т. п.

Итог:

«как называется картина, по которой вы научились составлять описательный рассказ». (Мы сегодня научились составлять описательный рассказ по картине «Мы играем в магазин»).

— Кто вам понравился больше других? Почему?

Я думаю, что ваша игра в магазин в группе будет также очень интересной, и вы будете так же вежливы и внимательны друг другу, как эти дети.

Ход занятия

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Вносят письмо). Зачитывает: «Дорогие ребята! Пишет вам обезьянка Чуча. Я живу в Африке, у меня здесь много друзей: жирафик Жифа, слоненок Слик, тигренок Фэми и попугай Жак. Мы слышали, что у вас на Крайнем Севере тоже много красивых и удивительных животных. Расскажите нам, пожалуйста, о них. Мы очень хотели бы узнать о них много интересного». Ну что, ребятки, поможем им? Давайте, с вами вспомним, какие животные живут у нас на Крайнем Севере? А для этого отгадайте загадки:

Ловкий маленький зверек,

Живет на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шелк,

Как цвет блестящего покрова. (Песец)

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит — зубом щелк:

Белый — бедный, сытый? (полярный волк)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?. (лиса)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Кто без компаса и карты.

Мчится в тундре, тянет нарты.

В ночь полярную и в день?

Это? (северный олень)

Игра с мячом «Назови семью»

папа — медведь, мама — медведица, детеныш (и) — медвежонок (медвежата, (волк, заяц, лиса, лось, олень)

Дидактическое упражнение «Красивые слова»

-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.

— Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).

— Лиса какая? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).

— Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый)

— Олень какой? (сильный, ловкий, быстроногий, выносливый, широкие копыта, густая шерсть)

— Песец какой? (белый и голубой, пушистый хвост, острая мордочка, закругленные ушки)

Физминутка: «У оленя дом большой»

У оленя дом большой,

Руки над головой – изображаем крышу дома.

Он сидит, глядит в окошко.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.

Зайка по полю бежит, Бег на месте

В дверь к нему стучит: Топот ногами, руки на поясе.

«Тук-тук, дверь открой,

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Там в лесу охотник злой».

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

«Зайка, зайка, забегай! Зазывание движения рукой.

Лапку мне давай». Протягиваем руки с открытой ладонью

Составление рассказов по опорной схеме.

-как называется?

-внешний вид?

-где живет?

-чем питается?

— кто его враги и как он от них спасается?

-какую пользу приносит человеку, природе?

Итог занятия. Давайте нашим дорогим друзьям из далекой Африки сделаем подарок: раскрасим картинки с животными нашего края и отправим им вместе с записями наших рассказов!

Рефлексия.

— что казалось вам сложным при составлении рассказов?

— скажите, будет ли интересно обезьянке Чуче и ее друзьям слушать наши рассказы, почему?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: