Scrum 2020: простой, открытый, обобщённый и похудевший

Scrum внедряют в одном отделе компании

В компании много отделов, Скрам-трансформацию решают провести в одном из них. Другие отделы продолжают работать по каскадной модели: жесткое руководство и задачи строго по плану. Велика вероятность, что Скрам не сработает в полную силу. 

«Product Owner приносил задачи из других отделов для нашего продукта, — рассказывает разработчик-Скрам-мастер Сергей. — Мы пытались у сотрудников этих отделов уточнить требования и получить обратную связь. Но работа не складывалась. Коллеги из других отделов не приходили на планирование спринта и ревью, не хотели  писать критерии приемки или давали ложную информацию». 

Что такое Scrum

Для начинающих будет понятнее сказать, что Scrum — это способ организации рабочего процесса. Он содержит минимально необходимое количество элементов, чтобы воплотить на практике . Слово «фреймворк» («каркас») означает, что из этих обязательных элементов в каждом случае можно построить свой процесс, дополнив Scrum конкретными методами работы.

Однако такое «чисто процессное» определение Scrum не вполне соответствует роли этого подхода в современном управлении (на это и намекает вышеприведенное определение из Scrum Guide 2020). Scrum глубже, чем процессы.

К примеру, Scrum требует получать готовую к использованию новую версию продукта каждый месяц или чаще. Это требование не только выявляет кучу процессных дисфункций (долгие сроки согласований и т.п.). Это также влечет за собой, например, изменение поведения бизнес-заказчиков, которые должны быть готовы сотрудничать с разработчиками на порядок чаще, причем напрямую, а не через документы.

Давайте посмотрим, стоят ли выгоды, которые сулит Scrum, той высокой цены, которую приходится платить за столь радикальные организационные изменения (особенно радикальные для крупных бюрократизированных организаций).

Ретроспектива и постоянные улучшения

Третья обязанность скрам-мастера — самая трудная, но очень важная. Она имеет непосредственное отношение к его основной цели:

Чтобы команда повышала свою эффективность (т.е. качество и/или скорость работы), необходимо регулярно анализировать прошедшие спринты, выявлять проблемы, избавляться от неудачных элементов рабочего процесса и, наоборот, закреплять хорошие практики.

Как правило, люди не привыкли тратить время даже на выявление проблем своей работы

В команде людям трудно договориться между собой: что хорошо, что плохо и что не важно, какие препятствия стоит устранять и какие лучшие практики стоит распространять на всю команду. А еще труднее потом выполнять эти договоренности

Это самые сложные моменты в работе Scrum-мастера, требующие длительного времени и большого опыта.

Помогает скрам-мастеру в этом встреча под названием «Ретроспектива». Она завершает собой каждый спринт в скрам-команде.

Например, наши писатели могут собраться на ретроспективу, и Scrum-мастер задаст им вопрос: «Что вам помогало сделать вашу работу хорошо в этом спринте?». Один писатель ответит, что ему помог коллега, который вовремя подкинул идею. Другой скажет, что стал носить с собой блокнот везде, и записывать любые мысли о том, как лучше написать главу, и это помогло ему ничего не забыть. Третий расскажет про «метод помидора» для управления временем. И так далее. Благодаря этому участники команды поделятся лучшими практиками, чему-то научатся друг у дружки, и порадуются своим успехам, что повысит их уверенность в себе и даст энергию.

Затем Scrum-мастер задаст вопрос «А что вам мешало делать свою работу хорошо в течении спринта?». И кто-то отметит, что не все поняли задумки сюжета, так как все торопились на планировании, и не все успели задать вопросы. А кто-то скажет, что потерял записи, и долго не мог их найти. Другой скажет, что ежедневные скрамы иногда затягиваются и отнимают много времени. И так далее: каждый найдет что-то, над чем надо поработать.

В завершение ретроспективы, скрам-мастер предложит проголосовать за те пункты «что мешало», которые кажутся участникам команды самыми важными и требующими обязательной проработки. После голосования выделятся топ-3 пункта, которые требуют решения в ближайших спринтах. Задача скрам-мастера — так организовать дальнейшее обсуждение этих пунктов, чтобы группа докопалась до реальной причины, придумала контрмеру, чтобы устранить эту причину, и чтобы кто-то обязательно взял на себя реализацию этой контрмеры.

Таким образом, по итогам ретроспективы у команды есть план улучшений. Создавая и выполняя этот план каждый спринт, команда непрерывно улучшает свою деятельность, наращивая скорость, эффективность и слаженность совместной работы.

Более того, от ретроспективы зависит, станет ли она полноценной командой или останется просто группой людей, которых судьба свела работать вместе. Полноценная команда отличается от рабочей группы тем, что ее участники дополняют друг друга ради общей цели. Там, где слаб один, силен другой. Если проводить ретроспективы правильно, то возникнет синергия, и результат команды будет значительно больше, чем сумма результатов каждого участника по отдельности. На практике это очень сложно, и без скрам-мастера почти невозможно достичь синергии и, как следствие, максимальной эффективности.

От задачи до результата

Я работаю не только со своими командами, но и участвую в развитии всей организации – вместе с другими скрам-мастерами мы проводим тренинги, инициируем решение организационных вопросов на уровне всего банка.

Работа потока – сложный процесс, в течение которого нужно решать серию задач.

Задача №1 – выстроить коммуникации между бизнесом и инженерами

Решение: по фреймворку SAFe мы проводим совместные планирования на квартал, используя техники приоритизации, привлекаем представителей бизнес-подразделений банка на командные встречи, где вместе прорабатываем задачи, каждые две недели проводим обзор выполненной командами работы с демонстрацией нового работающего функционала. На этой базе мы и дальше будем улучшать коммуникацию разработчиков и бизнеса. Еще есть куда расти.

Задача №2 – повысить кросс-функциональность команд, снизить зависимости от других подразделений банка, нарастить компетенции команд для разработки на различных бэкофисных системах

Решение: мы собрали людей с необходимыми компетенциями, включили их в состав команды потока, провели базовое обучение по скраму и адаптировали к работе в потоке.

У нас еще остаются внешние зависимости, но все же мы значительно улучшили кросс-функциональность команды.

Задача №3 – избавить команду от бюрократических и организационных задач, которые значительно замедляют ее работу

Решение: идеальный вариант, когда мы по максимуму упрощаем и автоматизируем организационные процедуры – согласование доступов, обновлений и закупок. Однако не всегда это можно сделать быстро, поэтому скрам-мастеру приходится брать на себя многие бюрократические задачи.

Он акцентирует внимание на существующих проблемах на уровне всей организации, тем самым помогая инициировать процессы изменений

На совместные встречи приглашаем как разработчиков, так и представителей бизнеса. Фото из архива компании.

Одна из целей работы потока – сократить Cycle time – время от начала работы команды над задачей до публичного релиза. За полгода работы потока команде удалось уменьшить время реализации новых функций в среднем на 15%.

Максимальное упрощение и автоматизация бюрократических и организационных процедур требует времени и не всегда быстро реализуемы. Львиную долю этой нагрузки берет на себя скрам-мастер и hr, некоторая часть все же остается команде. Скрам-мастер обозначает такие проблемы на уровне всей организации, помогая инициировать процессы изменений.

А где же скрам?

После того как я провёл параллели между необходимостью бизнеса и техническими навыками разработчиков, а также поверхностно описал трудоёмкость стоящих перед разработчиком задач, думаю настало время суммировать, чем же именно правильно интегрированный скрам поддерживает технический навыки разработчиков. Да, я не оговорился, именно правильно интегрированный скрам. Я видел примеры плохой интеграции методологий, но видел и успешные случаи. С полной ответственностью могу сказать, что одно без другого не получится. Итак:

  • Скрам позволяет командам понимать цели бизнеса. Команды, как правило, знают ответы на вопросы “Зачем мы делаем это?”, “Как именно мы должны это сделать?”, “Что будет показателем успеха нашей работы?” и т.д.Эти вопросы могут задаваться не сразу, не с первого дня, но так или иначе, команды приходят к ним. И получают ответы.

    Имея эти ответы, разработчики могут проектировать системы с большей уверенностью в правильности действий, верно определять интерфейсы взаимодействия компонент, создавать слабосвязанные и мало-зависимые друг от друга компоненты. Такое проектирование повышает качество и стабильность конечного продукта.

  • Скрам позволяет командам действовать независимо, самостоятельно принимать решения и не бояться пробовать новые идеи. Представьте, что вы приняли неверное решение в одной из 2-недельных итераций, внесли изменения, а во время презентации работы выяснились неожиданные подробности.

    Не так уж и плохо отказаться, и откатить решение, на которое было потрачено всего лишь 2 недели. С точки зрения затрат — это цена новых знаний, которая вполне по силам компаниям среднего или большого размера. А ошибка — лучший учитель.

  • Скрам позволяет контролировать рост засчёт коротких итераций и небольших инкрементов. Если команда строит что-то очень большое, то рано или поздно встаёт необходимость измерять код всевозможными метриками, чтобы узнать, как растёт технический долг, насколько легко будет поддерживать внесённые изменения и т.д.

    Когда нет четко отлаженных и повторяемых итераций, легко забыть о какой-то детали или вспомнить о ней только тогда, когда решать проблему будет невозможно или очень дорого.

Как открыть маникюрный салон

При наличии достаточных финансовых средств и подходящего уровня мастерства можно открыть собственный салон. Создание бизнеса с ноля – это целый комплекс мероприятий, которые условно можно распределить по четырем направлениям:

  • подготовительный,
  • поиск помещения
  • сбор документов;
  • найм персонала. Условно-обязательный шаг, который исключается при самостоятельной работе без привлечения сотрудников.

Подготовительный этап

Для начала стоит определиться, в каком формате будут оказываться услуги в вашем салоне: небольшой островок маникюра в торговом центре, маникюрный кабинет или маникюрная студия (салон).

Работа салона на дому противоречит действующему российскому законодательству. Квартира в многоквартирном доме предназначена исключительно для проживания и в других целях использована быть не может (п. 1 ст. 17 ЖК РФ). Это также противоречит разделу «Требования к помещению» СанПиНа 2.1.2.2631-10.

Вы должны иметь санитарную книжку с результатами, полученными не более года назад.

Придется оформить ИП или встать на учет как самозанятый гражданин.

При выборе системы налогообложения малые предприятия преимущественно выбирают УСН или «упрощенку». Это позволит снизить налоговую нагрузку. Да и бухотчетность вести проще.

Если не планируется наем работников, можно обойтись без установки онлайн-кассы. Как только будет оформлен первый трудовой договор, у вас будет 30 дней, чтобы приобрести и зарегистрировать аппарат.

Что касается затрат/вложений, то однозначно можно утверждать следующее: самые серьезные стартовые расходы предстоят при открытии салона, подешевле выйдет кабинет и значительно дешевле обойдется нейл-островок.

Поиск помещения

Либо это точка в спальном районе или элитном жилом комплексе, отличный вариант в центре города, где много торговых центров, магазинов одежды и косметики. Это не должен быть подвал, а высота потолков не может быть ниже 3-х м. Обязательно наличие запасного выхода, вентиляционной системы и канализации, горячей воды, отопления и раковины для мытья рук.

Выбирать помещение следует с расчетом, что на этом пространстве будут находиться:

  • рабочий кабинет;
  • ресепшен;
  • место отдыха для сотрудников;
  • оборудованная зона дезинфекции и стерилизации инструментов;
  • место для хранения;
  • уборная.

Сбор документов

Для ведения деятельности потребуются:

  • свидетельство о регистрации ИП;
  • разрешения санитарного и пожарного надзора;
  • свидетельство о постановке на учёт в ИФНС;
  • разрешение санэпидемстанции.

Если в салоне будут трудиться наемные работники, дополнительно необходимы:

  • регистрация в ФСС и ПФР в качестве работодателя;
  • трудовые договоры;
  • действующие медицинских книжек у всего персонала.

Контроль наличия мед книжек у мастеров и их продление раз в полгода – это ответственность основателя салона.

Наем персонала

Качество персонала будет определять имидж создаваемого вами салона. В ногтевом бизнесе, как и других, связанных с красотой, бал правит очевидная истина: люди идут к мастеру. Основа любого салона – его клиенты, а они идут к профессионалам.

В салоне, как минимум, должны быть:

  • администратор;
  • мастера;
  • уборщица;
  • бухгалтер.

Администратор – лицо вашего салона. Должен знать все бизнес-процессы салона, разбираться в модных трендах, быть коммуникабельным и внимательным. Помимо этого, должен меть располагающую к себе внешность.

Ищите мастеров через интернет, кадровые агентства или знакомых, в учебных центрах. Выбирайте молодых с соответствующим образованием и некоторым опытом работы от 1,5 до 3 лет. Они должны быть коммуникабельны и вежливы, иметь опрятный вид и ухоженные руки. От их навыков будет зависеть, как быстро сформируется база постоянных клиентов.

Если кто-то из сотрудников курит, позаботьтесь о месте для курения.

Бухгалтера можно не вводить в штат, а нанять специалиста на удаленке.

Другие возможности

Если и сами вы мастер с опытом, желаете работать на себя, а открытие собственного салона для вас – дорогое удовольствие, оформляйте ИП, открывайте маникюрный кабинет.

И не потребуется арендовать большое помещение, да и стартовые вложения будут меньше. Никаких рисков, связанных с наймом персонала, выплатами зарплат и уплатой налогов и сборов. Вся прибыль от услуг только ваша.

Есть и другая возможность – купить готовый маникюрный салон или открыть бизнес по франшизе под маркой известного бренда.

Базовые принципы Scrum

Базовые принципы Scrum:

  1. Работа короткими циклами (спринтами). Проект делится на части (спринты) и реализуется поэтапно. Спринт длится до момента окончания работы над определенной частью продукта.
  2. Гибкость. После окончания каждого спринта проводится тестирование. При наличии ошибок меняется стратегия реализации или пересматривается список текущих задач (бэклог) по продукту.
  3. Пользователи и заказчик участвуют в разработке. В любой скрам-команде есть «владелец продукта» — заказчик или его представитель. Через него команда взаимодействует с пользователями, которые участвуют в тестировании проекта по окончанию каждого спринта. Владелец продукта собирает фидбэк, передает команде и на основе этих данных принимаются решения по дальнейшему развитию.
  4. Взаимодействие команды. Scrum-team — это несколько человек, которые взаимодействуют друг с другом и стремятся к достижению общей цели.

Agile и Scrum: в чем разница и что общего

Agile от Scrum отличается тем, что это общая , тогда как Scrum — это все же руководство к конкретным действиям: проведение конкретных встреч, создание конкретных артефактов, конкретное разделение ответственности между людьми.

Основную цель Agile и Scrum часто формулируют как сокращение Time2Market — времени выпуска на рынок новых продуктов / времени их поставки потребителю.

Достижение этой цели может быть под угрозой как в силу нарушения Конституции (т.е. по причине работы вопреки 4-м ценностям и 12-ти принципам Agile), так из-за нарушения конкретных законов (например, в результате удаления из Scrum каких-либо мероприятий).

Ценности Agile:

Agile-подходы, среди которых самым популярным сейчас является Scrum, сильно отличаются от формализованных методологий разработки продуктов, где подробно описываются процессы: кто, что и когда должен делать. При работе по Agile на первое место вместо процессов выходят люди, а упор делается на тесное взаимодействие как между разработчиками, так и с заказчиком, а также на готовность к изменениям с обеих сторон.

Какими навыками должен обладать начинающий скрам-мастер

Проект – это длинная дорога, полная препятствий и мусора. Скрам-мастер – это человек с лопатой, который расчищает путь, чтобы участники путешествия смогли быстрее и комфортнее пройти путь вместе.

Скрам-мастер умеет: 

  • вдохновлять и организовывать людей;

  • поддерживать коллег и находить точки роста каждого;

  • слушать и анализировать, находить и использовать разные источники информации, например, ежедневные летучки или споры между коллегами;

  • улаживать разногласия.

Скрам-мастер – лидер, но не руководитель. Он помогает разным по профессиональным навыкам и темпераменту людям вместе создавать продукт и вырабатывать решения.

Сам мастер тоже может расти как специалист. По мере роста компетенций у него появляются и возможности продвижения: 

  • развиваться как специалист по гибким методологиям – стать cкрам-тренером, то есть обучать других скрам-мастеров и проводить тренинги для компаний;

  • освоить другие фреймворки и стать agile-коучем, чтобы внедрять методологию в конкретной компании,

  • реализовать себя в роли владельца продукта.

Минимальные действия

Есть всего 4 вещи, сделав которые, Скрам Мастер может избежать большинства проблем и опасностей в будущем.

  1. Выравняться в ожиданиях

Как правило у команды и Владельца Продукта есть конкретные проблемы, с которыми они рассчитывают обратиться к Скрам Мастеру. Проведите небольшую встречу, где вы выравняетесь в ожиданиях от вашей работы. После такой встречи и сбора проблем можно составить процессный Road Map и рассказать о нем команде. Так ваши действия и ваша работа будут максимально прозрачны для всех.

2. Объяснить свою роль и зону ответственности

Роль Скрам Мастера достаточно сложна для понимания. Поэтому хорошим тоном будет рассказать, как вы видите свою роль в команде. На конкретных примерах объясните, на какую помощь от вас команда может рассчитывать, что входит в вашу зону ответственность, а что нет.

3. Договориться об обратной связи

Попросите давать вам обратную связь в случае, если ваши действия будут расходиться с ожиданиями. Покажите свою готовность выслушать конструктивную критику вашей работы и готовность меняться в случае необходимости. Такое поведение также может стать хорошим примером для остальных и будет способствовать становлению культуры обратной связи.

4. Разберитесь в контексте

Если Скрам Мастер не понимает предметной области, в которой команда существует, то он выглядит человеком из мира единорогов. Контекст команды может быть очень разносторонней и сложной штукой, в которой нужно разбираться очень тщательно. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Scrum-команда

В команде есть три основные роли:

  1. Владелец продукта (Product Owner).
  2. Скрам-мастер (Scrum Master).
  3. Разработчики (Delivery Team).

Владелец продукта

Примерный перечень обязанностей владельца:

  • формирование видения продукта;
  • управление ожиданиями заказчика (и других заинтересованных лиц);
  • координация и приоритизация бэклога продукта;
  • предоставление команде понятных и тестируемых требований;
  • взаимодействие с командой проекта и заказчиком;
  • прием и оценка результата работы в конце каждой итерации.

Скрам-мастер

Примерный перечень обязанностей скрам-мастера:

  • создание доверительной атмосферы;
  • участие в общих встречах и обеспечение успешной коммуникации участников;
  • устранение препятствий в работе;
  • обозначение проблем и открытых вопросов;
  • обеспечение соблюдения практик процесса.

Разработчики

Примерный перечень команды разработчиков:

  • оценка элементов бэклога продукта;
  • разработка продукта и предоставление его заказчику;
  • отслеживание своего прогресса (совместно со скрам-мастером);
  • предоставление результата владельцу продукта.

Принципы работы Scrum-команды

  1. Постоянное самосовершенствование. Опытные разработчики рассказывают, что совершенствование продукта, доведение до идеального состояние невозможно без самосовершенствования каждого члена команды.
  2. Автономность. Все сотрудники должны отвечать не только за общий результат и уметь работать в коллективе, но и выполнять многие обязанности индивидуально.
  3. Кросс-функциональность. Любая команда самодостаточна, так как в нее входят специалисты с разными навыками.

Процесс работы Scrum-команды

1. Планирование списка задач спринта.2. Проведение регулярных совещаний.

  1. Что сделано с момента прошлой встречи?
  2. Какие планы на сегодня?
  3. Есть ли препятствия к достижению цели?

3. Организация скрам-доски.4. Изменение планов в ходе итерации.5. Подведение итогов.

Какое направление в программировании выбрать в 2022 году

Прежде чем думать, как стать айтишником с нуля, стоит определиться с направлением. По данным , популярность IT-специальностей такова:

В опросе приняло участие 65 000 разработчиков из разных стран.

Но что насчёт России? Согласно данным «Университета 20.35» за 2020 год, в топ-10 востребованных удалённых ИТ-профессий России вошли:

  1. Java-разработчик
  2. Аналитик данных
  3. Разработчик на языке C#
  4. PHP-разработчик
  5. Специалист службы поддержки
  6. Продуктовый аналитик
  7. Разработчик 1С
  8. Kotlin-разработчик
  9. Системный администратор
  10. Системный аналитик

А вот зарплаты айтишников по специализациям за второе полугодие 2020:

Источник — habr.com

Проценты на диаграмме отражают разницу с предыдущим периодом, а прочерк означает, что данных для сравнения недостаточно.

Поведенческие стратегии

В первую очередь нужно понять, что самая выгодная роль — это быть самим собой. Некоторая фальшь в поведении Скрам Мастера довольно быстро прочувствуется и распространится на остальных. Мы посвящаем довольно большую часть жизни работе. Готовы ли мы все это время притворяться кем-то кем мы не являемся? Нужно быть достаточно смелым, чтобы разрешить себе просто быть самим собой. Когда люди вокруг видят, что их принимают со всеми недостатками и особенностями, они понимают, что они на своем месте. Это приносит гармонию и взаимопонимание в коллектив, формирует доверие и уважение. И, как показывает практика, именно такая атмосфера помогает раскрыть в людях таланты.

Выстраиваем безопасную среду

Наверняка вы сталкивались с такими руководителями, которые говорят что-то вроде «мне не интересны ваши проблемы, мне нужны ваши решения». Такого руководителя вряд ли можно назвать лидером-слугой. Если выстраивать цепочку, то можно проследить следующее: руководитель транслирует эту идею на команду, а участники команды усваивают простую схему: говорить о проблемах — плохо, озвучивать только успех — хорошо. В такой среде любой человек будет чувствовать дискомфорт и тревогу, что где-то кто-то узнает о какой-то его неудаче. Таким образом тебе сложно поделиться с коллегами какими-то своими наблюдениями и экспертизой. Ты максимально закрываешься в себе и получается, что команда превращается в группу разрозненных специалистов, главная проблема которых — как бы никто не узнал о моей ошибке. Уменьшится ли от этого количество ошибок? Едва ли. Пострадает ли прозрачность в команде? Безусловно. И со временем становится ясно, что такой подход скорее вредит, чем помогает. 

Что делает Скрам Мастер? На своём опыте он может показать, что ошибаться — это нормально, что любой специалист может чего-то не знать. В таком случае, если возникнет какая-то проблема, она станет известна команде довольно быстро. Следовательно, приступить к её решению можно будет своевременно. 

Выявить уровень самоорганизации команды

Для каждого уровня самоорганизации нужен определённый подход. Чтобы примерно представлять этот уровень, можно воспользоваться методом Майка Кона из статьи «ситуативное лидерство». По сути дела, достаточно определить возможность и желание команды быть самостоятельными и выбирать свою стратегию поведения. Например, если команда не хочет и не может быть самоорагнизованной, то можно действовать как человек, дающий конкретные советы. 

Просить о помощи

Сделать всё самостоятельно — это не цель скрам мастера. Внутри команды усилия Скрам Мастера должны быть направлены на то, чтобы привести команду к самоорганизации. И здесь хорошо работает собственный пример. Логика такая: вы смело просите о помощи; команда понимает, что это никак не уменьшает вашу компетенцию; и это разрушает барьер, если таковой имеется. 

Выстраивать личные границы

Часто бывает так, что команда подшучивает над своим Скрам Мастером. И шутки могут быть разные — от вполне безобидных до тех, которые действительно могут задеть. А иногда шутки могут стать индикатором непонимания процессов. В таких случаях нужно уметь выстроить границы. Честно сказать, если вас шутки задевают. Или же проследите, что именно вызывает те или иные шутки. Например, команда часто говорит что-то вроде: «Наконец-то ретроспектива! Можно не работать!» Это может указывать на то, что пора менять формат ретро или искать способы сделать эту встречу более эффективной. Однако порой на некоторые шутки стоит отвечать ответными шутками или преувеличением. Иногда шутки являются неотъемлемой частью культуры команды. 

Связь со внешним миром

Десантируясь в новую команду, не забывайте о том, что комьюнити Скрам Мастеров всегда может помочь вам увидеть ситуацию с разных сторон. Здорово, если такое комьюнити есть в вашей организации, но также всегда можно следить за митапами, интервизиями и конференциями, которые проводят в других компаниях. Чем разнообразнее опыт, в который можно погрузиться, тем быстрее можно научиться новому или понять свои ошибки. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: