Лазарева суббота 2021: дата, что можно и нельзя делать

Мощи святого Лазаря

В городе, в котором жил и служил Лазарь, был возведен храм. Поставили его над местом захоронения праведного. Умер он в 63 году. Когда бьют в колокола, звон разлетается во все уголки небольшого городка. Над надгробием установили плиту из мрамора, на ней было написано: « Лазарь, был мертв четверо суток, брат Иисуса».

Когда велись войны, и Кипр был захвачен войсками франков, мощи Лазаря увезли в Марсель. Последователи Иисуса и Лазаря, были мудрыми, они передали не все останки военным. Многие годы, об этом никто не знал.

В наше время, не в таком далеком 1972 году, в храме на Кипре случился пожар. Горели иконы на иконостасе. Выгорел вес верхний ряд. Когда огонь подобрался к иконе Лазаря, Господь остановил пожар. Таким образом, дал знак верующим. Служители начали ремонт, стали восстанавливать храм. Строительные работы были доверены диакону Макарию. Он откопал гробницу с останками святого. За столько веков, на ней сохранилась лишь часть надписи, и означала она в переводе «Брат». Останки были благополучно переложены в специальную гробницу, и до сих пор хранятся в храме святого Лазаря. Много паломников с тех пор посетило храм. Было зафиксировано множество чудес и исцелений.

Далеко не все верили в то, что найдены именно Лазаревы мощи. Особенно сомневались в этом ученые из США. В 1996 году, им было разрешено удостоверится в их подлинности. Но когда ученные зашли в храм, случилось чудо, все иконы с изображением праведного и гробница стали мироточить, в храме стоял дивный запах. В последствие чего, было сделано вывод, что это действительно мощи святого.

Старый храм был реконструирован. Слева от алтаря храма расположили икону Божьей Матери, справа, находится вход в пещеру. В ней и хранятся мощи святого. Расположение подземелья таково, что гробница находится прямо под алтарем храма. В ней хранится часть мощей, вторая в Марселе.

Всем очень хочется прикоснуться к святыне. Это место и есть доказательством благости Господней. Ведь он воскресил умершего, тем самым показал, что могуч, и смерть ему подвластна.

«Друг Спасителя». Праведный Лазарь Четверодневный. Церковный календарь на 30 октября

30 октября (17 октября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Пятница 21-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать первой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 14 известных поимённо угодников Божиих и празднуется день двух почитаемых святынь.

Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Это событие произошло в 898 году от Рождества Христова. Сам же святой Лазарь жил в I (апостольском) веке и был другом Спасителя. Однажды Иисус, узнав о смерти своего друга Лазаря из Вифании, прослезился, тем самым показав, что Он – не только Истинный Бог, но и Истинный Человек. И только после этого Христос продемонстрировал Славу Божию, воскресив Лазаря. Подробнее об истории святого Лазаря Четверодневного, а также перенесения его честных мощей вы можете узнать из нашего материала «Друг Спасителя», опубликованного на страницах Царьграда.

* * *

Пророк Осия. Один из самых почитаемых ветхозаветных святых IX столетия до Рождества Христова, входящий в число 12 «малых пророков». Святой Осия был современником трёх других ветхозаветных пророков: Амоса, Исаии и Михея.

Пророк Осия. Фото: pravoslavie.ru

В те времена многие иудеи стали поклоняться идолам, пророк Осия мудро наставлял их, возвращая к почитанию Истинного Бога. Обличая израильтян своего времени и их беззакония, святой предвозвещал им многие бедствия и ассирийский плен. Пророчествовал святой Осия и о Христе, в том числе о Его тридневном Воскресении (Ос. 6) и Победе над смертью (Ос. 13:14). Пророк Осия скончался в глубокой старости после шести десятилетий своего пророческого служения.

* * *

Преподобномученик Андрей Критский. Греческий святой VIII века, пострадавший за исповедание истинного христианства, Православия, в годы царствования в Ромейском царстве (Византии) еретичествующего императора-иконоборца Константина Копронима. Отец Андрей прибыл в Константинополь с Крита и смело обличил императора в ереси, за что был подвергнут страшным пыткам и казни. Святой принял мученический венец в 767 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Андрей Критский. Фото: pravoslavie.ru

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские и братия их мученики Леонтий, Анфим и Евтропий. Святые Косма и Дамиан, пострадавшие за исповедание христианской веры в 287 или 303 году от Рождества Христова, одна из трёх пар тезоименитых братьев-целителей, в числе которых – Косма и Дамиан Асийские и Косма и Дамиан Римские, чья память также глубоко почитается в Русской Церкви. Вместе с этими святыми врачами также были замучены их братья Леонтий, Анфим и Евтропий.

Преподобный Антоний Леохновский, Новгородский. Русский святой XVI – начала XVII столетия. Из рода тверских бояр Вениаминовых. Совершал духовные подвиги, будучи отшельником близ Великого Новгорода на реке Переходе в Рублёвской пустыни. Принял монашеский сан около 1556 года от Рождества Христова от старца Тарасия, жившего на Леохнове за озером Ильменем, что близ Старой Руссы. Там же основал пустынную монашескую обитель в честь Преображения Господня. Святой Антоний дожил до старости, получив от Господа дар прозорливости. В 1611 году, после того как шведские захватчики разорили новгородские окрестности, преподобный Антоний, по вызову и благословению митрополита Исидора, поселился в Великом Новгороде, где вскоре отошёл ко Господу в возрасте 85 лет.

Священномученики Неофит Любимов и Анатолий Ивановский, пресвитеры, преподобномученики Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин) (1918), священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937). Служители Русской Церкви, в том числе в архиерейском сане и монашеском чине, пострадавшие за верность Христу в этот день в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все четверо были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Иконы Божией Матери, именуемые «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница» (1889). Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные в позапрошлом веке в Российской Империи и сугубо почитающиеся в Русской Церкви.

* * *

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь и памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Лазарева суббота, что за праздник лазарева суббота

Иисус исцелил своего друга и брата Лазаря. Сделал он это целенаправленно, так как прекрасно знал, что спустя несколько дней, на Тайной вечере будет предан. Поэтому явил народу милость Господнюю, что бы, они не смели усомниться в вере своей.

Именно с этого дня, литургия ведет верующих по последним дням и часам жизни Спасителя. Его земное существование подходит к концу. По Писанию именно после воскрешения Лазаря, Христу оставалось жить ровно неделю. Об этом поет Божественная литургия. Воскресив праведного, Иисус показал миру одно из последних чудес Господа. Он, который вскоре должен будет пройти сам страшные испытания, муки и смерть, заявляет, что победил смерть.

Со стороны церкви, проявление такого чуда, говорит о власти Иисуса над жизнью и смертью. Только он может дать жизнь и отобрать ее в одночасье. Он показывает, что праведные верующие и его последователи будут воскрешены, получат в награду за веру свою – жизнь вечную.

Этот день посвящен больным и отчаявшимся в борьбе за исцеление. Церковь молится и просит святого прийти им на помощь.

Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

В честь святого Лазаря освящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над гробницей Лазаря. Она является одной из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали ее православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.


Церковь Святого Лазаря в Ларнаке

В честь Воскрешения Лазаря освящен древнейший храм Москвы. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была сооружена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского. Ранее на месте церкви существовал деревянный одноименный храм и находился при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. В 1479 году в связи с пожаром рухнула верхняя часть церковного здания, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514-1518 годах архитектор Алевиз Новый соорудил храм на уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в виде подклета, в котором был устроен придел Лазаря. При царе Феодоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. храм был перестроен в одноглавую церковь. Лазаревский придел был упразднен. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была устроена церковь Воскрешения Лазаря. В настоящее время храм не действует, доступ в него перекрыт.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря). Княгиня Евдокия устанавливает в свежепостроенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела

В честь Воскрешения святого Лазаря была освящена церковь в Кижах. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по преданию, был построен в XIV в. преподобным Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря (XIV в.), который расположен в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 г. церковь была перевезена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.


Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Традиции Лазаревской субботы: как отмечают и что делают

Если говорить напрямую о том, что такое Лазарева суббота в православии, да и вообще в христианской традиции, можно сказать, что это памятная дата, которая служит предпосылкой великого события – Воскресения Христа.

Поэтому считается особенно важным помолиться о своем здоровье, исцелении родных и близких от каких-либо недугов. Верующие люди всегда стремятся отправиться в церковь. К тому же в такой особой обстановке гораздо легче прочувствовать светлые волны и настроиться на встречу Пасхи, которая состоится совсем скоро – через неделю.

Что можно кушать в Лазареву субботу в Великий пост

А еще не надо забывать о том, что значит Лазарева суббота с точки зрения Великого поста, который продолжается и в этот день. Традиционные ограничения, связанные с приемом мясной пищи, сохраняются.

Однако в Лазареву субботу разрешено вкушать рыбную икру (до 100 г), растительное масло и вино. Допускается также и горячая пища, прошедшая тепловую обработку (вареная, печеная и т.п.), с растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) — два раза в день. Вино — чистое виноградное, без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально будет воздержание от вина.

Расскажем подробнее и про некоторые другие послабления в посте, которые можно будет себе позволить на следующие день:

  • любые блюда из речной и морской рыбы;
  • выпечка с рыбной и овощной начинкой;
  • гречневые блины;
  • каши и овощные блюда с растительным жиром;
  • красное вино.

Как уже отмечено выше, кушать все это разрешается на следующий день – т.е. в Вербное воскресенье.

В Лазаревскую субботу можно насладиться гречневыми блинами и кашей, а также блюдами из гороха. Считается, что если эти продукты будут на столе, то урожай гречихи и бобовых культур будет богатым.

Как известно, на следующий день после Лазаревской субботы наступит Вербное воскресенье. А ведь подготовка к торжеству не менее приятна, чем сам светлый день праздника. Вот и на Руси именно в день субботы Лазаря делали брагу, пекли блины, варили каши (гречневую, манну, тыквенную).

Обычаи и приметы Лазаревой субботы в православии

Православными считают себя не только многие россияне, но и народы других стран. И они также считают долгом знать о том, что означает Лазарева суббота, и как правильно провести этот необычный день. Вот несколько интересных традиций и примет, которые дошли и до наших дней:

  1. У болгар, а также гагаузов (народ, проживающий на территории современной Молдавии), принято проводить лазарование. Это очень красивый и по-своему милый обряд: маленькие девочки (7-12 лет) красиво наряжаются и ходят по соседям, напевая лазарские песни. Они берут с собой корзину, в которую хозяев дома щедро кладут еду. Во многом это напоминает наши традиционные колядки. После окончания обряда девушки-певуньи делят дары поровну и счастливые идут по домам.
  2. А вот на Кипре, где почти всегда светит солнце, можно найти много пальмовых ветвей (вместо них мы используем вербы). Их срывают и несут по всему городу. Причем жители организуют целую процессию, возглавляет которую маленький мальчик – он олицетворяет Лазаря. В богослужениях в храмах обязательно принимает участие множество детей – в эту субботу они работают почти на равных со священнослужителями.
  3. Вечером в Лазареву субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. Неслучайно в народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил».
  4. Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» у  вербы (распустились почки), то и весь год будет урожайным и богатым на радости.
  5. В Греции же до сих пор выпекают специальное печенье, которое называют лазарчики. Оно изготавливается из сдобного пряного теста и напоминает маленьких человечков, завернутых в пелены – т.е. олицетворяет воскресшего Лазаря. Аромат пряной выпечки наполняет дома, что, несомненно, создает интересную атмосферу такого светлого праздника, как Лазарева суббота.

Что нельзя делать в день субботы Лазаря

Полезно знать не только о том, что такое праздник Лазарева суббота, но и что именно не рекомендуется делать в такой день. Конкретных запретов не существует – по сути, люди продолжают заниматься традиционными обязанностями. Кому-то понадобится сходить на работу, кому-то – прибраться в доме. Однако по возможности дела лучше отложить на потом, а тяжелым физическим трудом и вовсе не заниматься. Вместе с тем не возбраняется, например, побывать на кладбище и прибраться на могилах.

Соленое озеро

Едва спасшийся от преследований фарисеев Лазарь искал в окрестностях шумного портового Китиона уединенное место для жизни и молитв. В один из жарких дней он набрел на большой виноградник и попросил хозяина владений дать ему винограда — утолить жажду. Тот отказал путнику: мол, какой виноград — засуха, урожая нет. Тогда Лазарь указал мужчине на полную винограда корзину, стоявшую в отдалении. Но жадный хозяин решил солгать и на этот раз, ответив, что в корзине всего лишь соль. В наказание за скупость и жестокосердие Лазарь превратил виноградник в соленое озеро, не способное утолить жажду…

Разумеется, никаких документальных подтверждений этому сказанию мы не найдем. Вот только и сегодня в пяти километрах от Ларнаки, недалеко от аэропорта, в засушливые месяцы сверкают под солнцем кристаллы соли — так выглядит летом огромное Солёное озеро (греч. — Aliki). Паломники приезжают сюда прикоснуться к легенде о друге Христовом, но и со скептически настроенными туристами Солёное озеро готово поделиться своими природными чудесами. В сезон дождей водоем принимает гостей — прилетевших на зимовку розовых фламинго, лебедей, уток, цапель. 

Через несколько столетий после превращения виноградника в маленькое море (11 километров по периметру!) хозяева этих мест, наверное, стали поминать своего жадного предка добрым словом. Такой вот каламбур: Солёное озеро, возникшее из-за человеческой скупости, начало приносить огромный доход — в Средневековье местной солью бойко торговали со всей Европой, куда ежегодно отправлялись несколько десятков кораблей с дарами Лазаря.

Богослужение

Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим, днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы.

Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди. Исключение составляет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который обязательно празднуется, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся в этом году.

Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Так, после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочных Ангельский собор удивися. Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи. Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря.

После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы. За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.

В эксапостиларии этого дня, читаемом на Слава, и ныне, звучат слова ап. Павла (1 Кор. 15, 55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.

В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник, хотя Типикон о нем умалчивает.

М.С. Красовицкая. Литургика. М., 2003.

Тропарь, глас 1-й

Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак, глас 2-й

Всех радость Христос, истина, свет, живот, и мира воскресение, сущим на земли явися своею благостию, и бысть образ воскресния, всем подая божественное оставление.

Где я?

Вспомним очень важный вопрос, однажды заданный владыкой Антонием Сурожским: где же ты в этом событии, которое переживает Церковь сейчас? Для начала, конечно, важно вспомнить, что мы подходим к образу, как к средоточию переживаемого события

Чрезвычайно важно, чтобы человек подходил к иконе и не совершал какое-то условное, ритуальное, непонятное для него священнодействие, лобызая некое непонятное изображение, а постарался всмотреться в образ с доверием, всмотреться с любовью, со вниманием, чтобы он постарался понять, что же именно мне явлено здесь, в этой иконе? Сейчас мы только коснулись, только начали приоткрывать эти тайны языка иконы. Их гораздо больше, можно и нужно ставить перед собой эти вопросы, чтобы понять, где же я нахожусь в этом событии священной истории? Что оно для меня значит? Как сам я образно и реально в этом событии участвую? В данном случае: что я жду от Христа – счастья и благополучия лишь в земной жизни, в мире сем или  воскресения в вечности, спасения, которое начинается уже здесь и сейчас?

Правда Евангелия

Лики и фигуры людей, окружающих Христа, ни на какой иконе не бывают просто какой-то случайной толпой или случайным композиционным элементом только лишь для заполнения пространства. Группы людей всегда несут вполне определенный смысл. Здесь в композиции – это противопоставление учеников Христа и тех, кто встречает Его – или у гроба праведного Лазаря, или при вратах Иерусалима. У изображенных здесь  никогда не бывает безучастных ликов. Это всегда люди, находящиеся в некоем диалоге и друг с другом, и с Самим Спасителем. У них может совсем не быть единства, у них может не быть какого-то полного понимания того, что происходит. Евангелие нам повествует о том, в каком смятении, сомнении иногда находились и сами апостолы. Как много раз Спаситель им повторял одно и то же: Мне надлежит пойти в Иерусалим и Сын человеческий будет предан в руки грешников. Как боялись и отвергались от этого и Петр, и другие ученики. В лицах учеников мы видим смятение, непонимание, страх. В этом — реализм и самого Евангелия, и богослужебных текстов, и образа иконного, который создается в символическом реализме. Но снова можно сказать, что, несмотря на все эти человеческие немощи, побеждает их Господь Своей любовью, властью божественной любви, властью над жизнью и над смертью, властью над всеми человеческими сомнениями и немощами.

Свет

Познавая другие символические средства иконы, мы видим, на каком фоне написаны эти иконные образы – это или золотой, или — не обязательно из натурального золота, но, как правило, все-таки светлый фон.  Как известно, греческое слово «фон» переводится как свет. Этот свет — не что иное, как свет, который принес Спаситель, о котором сам сказал: «Аз есмь Свет миру», тот свет Христов, который просвещает всех, свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Образами света пронизан весь Новый Завет и эта светоносность вошла в иконописный канон. В этом свете и происходит вся священная история, явленная нам на иконах праздников, святых, на иконах Спасителя мира и Божией Матери.

Призвание иконы

Как видите, мы старались рассмотреть эти две иконы не с искусствоведческой стороны, а со смысловой. Нам необходимо вглядываться в композиционные элементы иконы, какой бы она ни была школы, века, стиля. Стилей и школ множество. И это прекрасно, что существует множество разнообразных стилей икон, что и сейчас продолжается иконописание. Лишь бы современные иконы, так же, как и древние образы, старались донести до нас великий смысл, который живет в Евангелии и в богослужении. В иконном образе предельно емко, предельно лаконично собрано все самое существенное. Икона являет, показывает, а не просто иллюстрирует тайну Небесного Царства. Ведь можно было проиллюстрировать подробнейшим образом каждый из священных и богослужебных текстов, но не к этому призвана икона. В ней совсем не так много повествовательности, но зато выявлено все самое главное, существенное из смысла каждого события Священной истории, переживаемого Церковью.

 Записала Алиса Струкова

Видео: Виктор Аромштам

История праздника

Лазарь жил в Вифании и был родным братом учениц Мессии Марии и Марфы. Спаситель часто посещал этих людей, вел с ними праведные беседы и наставлял на путь истинный. Перед началом торжества Пасхи Лазарь тяжело заболел, его сестры послали за Иисусом и велели передать слова о том, что Его возлюбленный друг теряет жизненные силы. Христос ответил, что недуг этот не о смерти возвещает, но о великой славе Господа.

  • Лазарь умер за 4 дня до того, как Спаситель достиг Вифании. Услышав о потере возлюбленного друга, милосердный Мессии не смог сдержать слез. Христос скорбел: Лазарь скончался потому, что весь мир погряз в страстях и зле, и всякий человек смертен. Спаситель ужасался, ведь Бог дал своим творениям вечную жизнь, но погибель пришла из-за людской греховности.
  • В Вифании Иисуса первой встретила Марфа, которая причитала: «Не умер бы брат, если б Ты находился рядом с нами». Христос пообещал скорбящей сестре, что воскреснет Лазарь и этим событием прославит Всевышнего Творца. Вскоре к Мессии пришли Мария и другие родственники, они говорили то же, что и Марфа. Спаситель повелел вести Его к месту погребения брата.

Иисус воскрешает праведного Лазаря

Мессия и родственники Лазаря достигли пещеры, где лежало тело праведника. Иисус сказал, чтобы убрали большой камень, закрывавший вход в усыпальницу. Марфа приметила, что брат лежит в гробу уже четыре дня, поэтому вероятно появление неприятного запаха. Спаситель обратился к Отцу Небесному с продолжительной молитвой и громко воскликнул: «Лазарь, выйди из пещеры!». Через мгновение Его возлюбленный друг вышел на свет, его конечности были обвиты пеленами, а лицо повязано белой тканью.

Дальнейшие события

Многие из видевших это чудо иудеев поверили в Господа, но завистливые и трусливые фарисеи замыслили с этого дня убийство Мессии. После того как Спаситель Сам воскрес, Лазарю, подвергшемуся гонениям, пришлось покинуть родную Иудею и поселиться на острове Кипр. Здесь в 45 г. по благословению апостола Павла его сделали епископом. Праведный Лазарь также проповедовал христианское учение, он покинул бренный мир в 63 г.

  • Останки святителя обрели в 890 г. в городе Ларнаке, что на Кипре. Через восемь лет мощи перенесли в Константинополь и поместили в соборе Лазаря.
  • Еще один храм, освященный в честь святителя, воздвигли на рубеже IX и X вв. на месте его кипрской могилы. В начале 70-х годов XX столетия в этой церкви нашли мраморную раку. Экспертиза показала: останки принадлежат праведному Лазарю, вероятно, что в Константинополь вывезли не все мощи святителя.
  • Пещера, в которой Мессия воскресил праведника, сегодня принадлежит мусульманам. В некотором отдалении от нее стоят два собора: первый принадлежит православной конфессии, а второй — католической. Вифанию же в византийский период переименовали в Лазарион, а чуть позже мусульмане дали городу название Эль-Азария.

Важно! Память перенесения мощей возлюбленного друга Христа отмечается 30 октября. Лазаря причислили к лику святых, также не забывают о том, что он являлся епископом Китийским

В католицизме память праведника отмечается 17 декабря.

Как отмечают Лазареву субботу

Этот праздник помогает настроиться на приближение Пасхи. Нельзя забывать о том, что это часть Великого поста. Нужно продолжать молиться и соблюдать все основные правила воздержания. В этот день обычно читают молитвы о здоровье и исцелении от недугов.

Согласно правилам питания, в Лазареву субботу можно есть рыбную икру, готовить горячую пищу на масле, есть рыбу. Разумеется, лучше не усердствовать с этим: нужно есть скромными порциями.

Церковь не рекомендует в этот день:

  • убираться дома, стирать, делать ремонт в ущерб молитвам;
  • заниматься работой в огороде;
  • ссориться, отказывать в помощи близким.

В Лазареву субботу также запрещены бурные торжества. Нужно проводить время с близкими и стараться совершать богоугодные дела. В этот день, согласно наблюдениям, Господь помогает нам решать какие-то важные проблемы.

Не забудьте собрать вербу в этот день, чтобы подготовиться к Вербному воскресенью. Именно в Лазареву субботу освящают веточки вербы, окропляя их святой водой. В церкви также стоит поставить свечку за здравие родителей и своих детей.

Лазарева суббота — это день, который напоминает нам о том, что чудо Господне безгранично. Читайте молитвы о здравии, делайте добро и живите по законам Божьим в этот великий день. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Народные поверья

День Лазаря. Лазарок награждают за труды всем тем, чем только можно.

По народным верованиям, дома, в которых пели лазарки, будут счастливыми весь будущий год. Лазарки обходят леса, реки, поля и сады, где поют песни и оды, желая богатого урожая.

День Лазаря — в этот праздничный день всем девушкам нужно петь, чтобы жених сделал предложение.

Праздник приносит с собой весеннее праздничное настроение и с нетерпением ждут все участники, жители, и гости поселков, и больших болгарских городов. Считалось, что девушка, которая не участвовала в ритуале «лазарувание» не может выйти замуж. Таким образом, это было необходимо для каждой девушки из деревни, чтобы можно было выйти замуж и иметь детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: