§ 3. царства живых организмов. отличительные признаки живого

Рост и развитие — свойства живых организмов

Рост и развитие — это свойства живых организмов, реализуемые в процессе их онтогенеза (индивидуального развития). Рост — это увеличение размеров и массы тела с сохранением общего плана строения. В процессе развития организм меняется, он приобретает новые признаки и функциональность, другие — могут быть утеряны. То есть в результате развития возникает новое качественное состояние. У живых организмов обычно рост сопровождается развитием (или развитие ростом). Развитие направлено и необратимо.

Кроме индивидуального развития выделяют историческое развитие жизни на Земле, которое сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм.

Хотя рост можно наблюдать и в неживой природе (например, у кристаллов или пещерных сталагмитов), его механизм у живых организмов иной. В неживой природе рост осуществляется за счет простого присоединения вещества к наружной поверхности. Живые организмы растут за счет питательных веществ, поступающих внутрь. При этом у них увеличиваются не столько сами клетки, сколько возрастает их количество.

Жизнь организмов в природе

Жизнь любого организма протекает во взаимосвязи со средой обитания и другими организмами. Его благополучие зависит от многих других представителей разных видов, которые так или иначе воздействуют на него.

В природе существуют не случайные, а закономерные сложившиеся сожительства. В сходных условиях, при сходном видовом богатстве на Земле формируются похожие природные сообщества. В них протекает жизнь всех живых организмов.Жизнь любого живого существа протекает только в природных сообществах.

Общее число видов, представители которых способны уживаться в одном сообществе, огромно. Больше всего их в тропических лесах. Но и в тундровых и пустынных биогеоценозах уживается большое количество организмов.

В этом сложном исторически сложившемся взаимодействии виды и их особи уживаются и выживают только в тех случаях, когда у них разные требования к условиям (факторам) окружающей среды (тепло, влага, свет, воздух, пища и т. д.).

Этим обусловлены формирование у растений разнообразных жизненных форм, выработка разных типов питания (автотрофный, гетеротрофный и смешанный типы питания), существование в разных ярусах, неодновременное развитие организмов и течение вегетационного периода.

Каждый вид использует природные ресурсы по-своему и имеет особые связи с особями других видов, обитающих рядом.

В этот период наблюдается массовое цветение ветроопыляемых растений (деревьев и кустарников) и многолетних раннецветущих насекомоопыляемых травянистых растений.

Начинают цветение печеночница и селезеночник, чуть позже зацветают хохлатка и гусиный лук желтый, за ними цветет медуница, затем — чина весенняя, ветреница дубравная и лютичная, чуть позже — примула-баранчик. Их цветки разные по окраске — голубые, синие, лиловые, желтые, белые и розовые. Сроки массового цветения этих растений непродолжительны.

В природных сообществах организмы связаны взаимодействием не только друг с другом, но и с неживой природой.

Значение живых организмов в природе

Растения благодаря корневому питанию извлекают из подпочвенного слоя минеральные вещества и воду; преобразуют энергию солнечного излучения в химические связи органических веществ; насыщают воздух кислородом, парами воды, образуют большое количество спор, пыльцы.

Одновременно с этим гетеротрофное население почвы (бактерии, грибы, некоторые животные), перерабатывая мертвую органику опавших частей растений, возвращает в абиотическую среду минеральные соли и углекислый газ.

В образующемся круговороте веществ важнейшую роль выполняют все живые существа. Поэтому непрерывное движение веществ в биогеоценозах называют биологическим круговоротом веществ. В биологический круговорот веществ включаются и другие соседствующие природные сообщества.

Все вместе они создают глобальный биологический круговорот веществ биосферы.

Бактерии, грибы, лишайники и животные также активно участвуют в круговороте веществ и потоке энергии, потребляя органические вещества и разрушая их до неорганических веществ, которые возвращаются в окружающую среду. Без этого длительное существование растений на Земле было бы невозможным.

Без растений невозможна жизнь на нашей планете. В то же время бактерии, грибы, лишайники и животные обеспечивают условия для жизни растений.

Растение оказывают существенное влияние на окружающую среду: обогащают атмосферу кислородом, изменяют климат, регулируют водный режим, участвуют в образовании почвы, создают органические вещества — основу питания и запаса энергии для всех гетеротрофных организмов.

Такое широкое использование растений и природных сообществ обязывает человека проявлять повседневную заботу о них, сохранять их естественное богатство. Растения и природные сообщества — главное достояние нашей планеты, которое человек обязан сохранить для будущих поколений и существования самой жизни на Земле.

Растения, как все организмы, являются частью природных сообществ. Живя совместно, они взаимодействуют с другими организмами и окружающей абиотической средой. Ведущую роль в жизни любого сообщества играют зеленые растения. Они составляют основу биологического круговорота веществ на нашей планете.

Презентация на тему: » Живая и неживая природа Цель: Показать взаимосвязь между живой и неживой природой. Занятие разработано педагогом дополнительного образования Павловской.» — Транскрипт:

1

Живая и неживая природа Цель: Показать взаимосвязь между живой и неживой природой. Занятие разработано педагогом дополнительного образования Павловской Татьяной Анатольевной

2

Что такое природа? Природа — весь мир, который нас окружает. Это: солнце и звёзды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения, животные и человек. На какие составные части можно разделить всё то, что нас окружает? Ваши предположения:

3

Составные части нашего окружения: Живая природа (ваши примеры) неживая природа (ваши примеры) сделано руками человека (ваши примеры)

4

Живая природа Рост питание дыхание движение потомство смерть

5

Неживая природа

6

Сделано руками человека:

7

Положительные и отрицательные взаимосвязи: Между живой и живой природой птичка съела букашку — для букашки отрицательная, для дерева, которое эта букашка поедала — положительная взаимосвязь между живой и неживой природой человек построил завод, который загрязняет воздух или воду (отрицательная), но выпускает бумагу, которая нужна человеку (положительная) между неживой и неживой природой капля камень точит — разрушение горных пород — отрицательная, но проложено новое русло для реки — положительная Ваши примеры:

8

Живая или неживая? Поднялись ворота — всему миру красота РАДУГА Рук нет, а дом себе построит ПТИЦА, МУРАВЕЙ Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя БОЛОТО Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает ВОРОБЕЙ Рук и ног у него нет, а всех трясёт, качает, ворота открывает ВЕТЕР Я — вода, по воде плаваю, да и в огне не сгорю ЛЬДИНКА Шапка набекрень, спрятался за пень, кто проходит близко, кланяется низко ГРИБ Днём спит, ночью летает, прохожих пугает СОВА, ФИЛИН Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит РЕЧКА У кого на рогах глаза, а на спине дом? УЛИТКА

9

Проверь себя: Выбери группу объектов живой природы: а. Песок, вода, камни, море б. Стрекоза, горы, рыба, снег в. Трава, медведь, паук, деревья Выбери группу объектов неживой природы: а. Солнце, река, земля, роса б. Лошадь, дождь, кролик, ветер в. Кенгуру, муравей, дятел, астра Найди связь между живой и неживой природой а. Трава — заяц б. Вода — рыба в. Мышь — лисица Человек взаимосвязан с… а. Живой природой б. Неживой природой в. Только с тем, что создал сам г. Со всем вышеперечисленным

10

Ответь на вопросы: Распредели в три колонки слова: самолёт, свинья, солнце, лошадь, одуванчик, рысь, облако, карандаш, тетрадь, кит, камыш, камень, ель, водопад, ребёнок, град, соловей, стрекоза, снег, компьютер, ветер, осёл, жук, кедр, книга, малина, скала, портфель, ёж. Перечисли признаки, по которым живое отличается от неживого. Назови по 2 примера положительных и отрицательных взаимосвязей между объектами живой и неживой природы. Что такое природа? Объясните выражение «В природе всё взаимосвязано» Какое значение имеет природа для людей? А люди для природы?

11

ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОК И ПТИЦА НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ НО ЧЕЛОВЕКУ БЕЗ ПРИРОДЫ НЕ ПРОЖИТЬ ЗНАЧИТ НУЖНО НАШУ ЗЕМЛЮ СОХРАНИТЬ! На планете Земля всё взаимосвязано со всем, человек и природа неразрывны, без природы невозможно существование человека! Берегите природу!

Клетки организмов всех царств живой природы 5 класс биология

Все живые субъекты на Земле состоят из клеток, а те в свою очередь, образуют ткани органов организма. Они обладают способностью расти, развиваться, предавать генетическую информацию, самообновляться, саморегулироваться и имеют свой обмен веществ. У разных органов клетки имеют разные формы, размеры и функции. Например, клетки мышц имеют способность сокращаться, а клетки нервные передают нервные импульсы. Чем сложнее устройство организма, тем и клетки более разнообразны по функциям и строению.

Клетку невозможно увидеть невооруженным глазом. Для того, чтобы на нее посмотреть, необходимо использовать микроскоп.

Ученые, изучая клетки, пришли к выводу, что есть различные группы клеток, у каждой из них свои функции — размножение, питание, дыхание и пр.

Важной частью клетки является ядро, оно содержит генетическую информацию и отвечает за все процессы.
Наполняет клетку цитоплазма — бесцветная вязкая субстанция, в ней расположены другие компоненты клетки.
Молекулярной структурой обладает наружная мембрана, она состоит из белков и липидов, отделяет от внешней среды все содержимое, расположена под стенкой клетки и обеспечивает ее целостность.
Энергетической базой клетки является митохондрия, которая превращает в энергию из пищи в органические вещества, таким образом она являются источником энергии. Другими словами митохондрия является своеобразной станцией, которая вырабатывает энергию.

ЭПС — эндоплазматическая сеть занимается синтезом органических веществ и транспортировкой их в аппарат Гольджи (данный аппарат отвечает за распределение и доставку белков, углеводов, липидов и выводу их из клетки).

Растительная клетка имеет ряд отличий от структуры клеток прочих живых организмов. Защиту клетке и сохранение ее формы обеспечивает стенка клетки, которая заполнена в том числе, целлюлозой. Есть и другой отличительный признак- синтезирование АТФ (регулирование биохимических процессов) и способ деления. Составные маленькие части клетки называют пластидами бесцветными или цветными. Пластиды зеленого цвета — хлоропласты, в которых происходит процесс фотосинтеза. А полость, которую заполняет клеточный сок и вещества, образованные клеткой, называется вакуолью.

Существуют такие организмы, у которых всего одна клетка, например бактерия.

Грибные клетки похожи на клетки растений, но имеют ряд специфических отличий. Клеточная оболочка выполняет функцию защиты и участвует в процессах обмена веществ и питания между самой клеткой и внешней средой. Ядро имеет ядрышко внутри и обособленно.

Микроорганизмы

Ученые считают, что первыми живыми существами на нашей планете были именно микроорганизмы. Все эти бактерии, микробы, простейшие одноклеточные инфузории и амебы существовали задолго до появления первых животных, рыб, птиц, насекомых, существуют они и по наш день. Фактически это самая долгоживущая форма жизни.

Также микроорганизмы являются самой распространенной формой жизни на нашей планете, их можно встретить в любой экосистеме, даже в холодных льдах Антарктиды живут свои микробы и бактерии. Живя в самых разных условиях, они обладают просто фантастической выживаемостью, так некоторых формы микроорганизмов способны жить даже в космическом вакууме.

Из-за малых размеров они невидимы для нас, чтобы их разглядеть, необходим микроскоп. Излишне говорить, что микроорганизмы могут быть как полезными, так и вредными. Вредные вирусы являются возбудителями многих болезней у человека и животных, в то время как полезные микробы наоборот способствуют исцелению, благодаря тому, что на своем микро-уровне они борются со своими вредными собратьями.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

  • воздух. Он является крайне необходимой субстанцией для существования многих живых организмов, которые обладают способностью дышать. Растения поглощают воздух не только для дыхания: с помощью него растительные организмы способны образовать питательные вещества,
  • вода. Она является основой основ и первопричиной зарождения жизни на нашей планете. Все живое на Земле нуждается в воде. Для рыб, морских животных и водорослей она выступает средой обитания. Для животных и растений вода является важным компонентом питания,
  • почва. Взаимосвязь литосферы, гидросферы и атмосферы осуществляется за счет химических и физических реакций, происходящих в почве. За миллиарды лет она приобрела свойства, которыми характеризуется сейчас. Почва позволяет появляться различным видам растений, в ней происходит разложение отживших растительных культур и умерших животных, трансформирующиеся в разные типы полезных ископаемых. Одним из главных свойств почвы является защита живых организмов от токсинов и нейтрализация ядовитых веществ,
  • солнце. Оно тоже выступает одной из главных причин зарождения на Земле живых организмов. Энергия и тепло, которые излучает солнце, способствуют росту и размножению. Растительные культуры не могут расти и развиваться без солнечного света. С исчезновением солнца произойдет замирание многих химических и физических циклов и реакций, поддерживающих жизненные процессы на планете.

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

1 вариант

Часть А

A1. К объектам живой природы не относят

1) бактерии
2) растения
3) кристаллы
4) грибы

А2. Сходство растений и животных заключается в том, что они

1) имеют клеточное строение
2) вырабатывают молоко
3) поглощают воду из почвы
4) имеют одинаковые размеры тела

А3. Мельчайшая частица животного, выполняющая все жиз­ненно важные процессы, — это

1) лапа
2) клетка
3) волос
4) зуб

А4. Способность животных реагировать на изменения в окружающей среде принято называть

1) обменом веществ
2) раздражимостью
3) размножением
4) выделением

А5. Превращение головастика в лягушку служит примером процесса

1) размножения
2) развития
3) раздражимости
4) движения

А6. Живой организм, изображённый на ри­сунке, относят к

1) растениям
2) животным
3) почвенным бактериям
4) почвенным грибам

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Растения способны к ограниченным движениям.
Б. Стебель душистого горошка обвивается вокруг опоры это пример движения растений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Между организмом собаки и окружающей средой проис­ходит обмен веществ и энергии.
Б. Обмен веществ характерен только для животных.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б3. Верны ли следующие утверждения?

А. Все живые организмы многоклеточны.
Б. Растения образуют питательные вещества, используя энергию света.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б4. Выберите три верных утверждения. Лягушка, как жи­вотное, способна

1) активно передвигаться
2) неограниченно расти всю жизнь
3) захватывать добычу
4) образовывать питательные вещества на свету
5) размножаться
6) превращаться в кристалл

Часть В

В1. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, со­ответствующие словам из словарика.

Для поддержания жизнедеятельности живого организма ме­жду ним и средой происходит … (1). Получаемые вещества ор­ганизм расходует на … (2), при этом размеры тела объекта жи­вой природы увеличиваются. В течение жизни возникают изменения в строении организма или его частей — это … (3) живого существа. Одним из главных признаков живого принято считать воспроизведение себе подобных организмов, или … (4).

Словарик: А. Размножение. Б. Развитие. В. Обмен веществ. Г. Рост.

Основные понятия

Большое многообразие существ затрудняет определение общих признаков живых организмов. В процессе исторического развития клеточных тел ученые выявляли очевидные закономерности их существования. Они присущи разным группам, классам.

Свойствах живой природы:

Признак Описание
Химический состав Одинаковое количество составных элементов
Дискретность Клетки составляют организмы, а особи — виды.
Эволюция Изменение строения организмов с учетом новых условий жизни.

Основа жизни клеток — обмен веществ. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • поступление микроэлементов в организм из внешней среды;
  • выделение некоторых компонентов.

Такие возможности определяют тела как открытую систему. Избирательный обмен подтверждает, что тело живет. В его основе имеются 2 явления:

  1. Анаболизм. Происходит образование и обновление структур организма.
  2. Катаболизм. В основе процесса находится расщепление органических элементов с последующим образованием простых компонентов. В АТФ запасается энергия.

Для всех органелл характерно питание за счет энергии, питательных компонентов. Растения обладают способностью питаться путем фотосинтеза, а грибы и животные — поглощая органические вещества. Можно перечислить компоненты, которые выделяют живые организмы:

  • белки;
  • продукты расщепления органических соединений.

Признаки живых организмов и их многообразие

Существует несколько признаков, которые отличают живые существа.

Признаки живых организмов и их многообразие:

  • Органы и системы состоят из клеток. 
  • Имеется несколько групп клеток в организме. То есть клетки внутри каждого органа могут отличаться друг от друга. 
  • Для существования необходима энергия, которая хранится в земле или солнце. То есть без определенных ресурсов живые организмы существовать не могут. 
  • Реакция на окружающую среду. 
  • Присутствует рост и деление клеток. 
  • Все живые организмы размножаются, так как размножение играет огромную роль для выживания вида. Не обязательно должны присутствовать какие-то половые признаки, ведь размножение может быть бесполым, или половым.
  • Обязательно приспосабливаться к условиям окружающей среды.
  •  Обязательным признаком живых организмов являются движение. То есть все живые организмы могут менять свое расположение в пространстве, перемещаться. В растениях, которые внешне кажутся неподвижными, проходятся разнообразные реакции, поэтому соки, находящиеся в тканях могут перемещаться. 
  • Дышать. Не обязательно для осуществления дыхания необходимы легкие или органы дыхания. Сам процесс представляет собой высвобождение энергии из клеток. 
  • Чувствительность. Любой живой организм ощущает изменения в окружающей среде, поэтому может менять свое положение, цвет, в зависимости от влияния раздражителей. Это может быть температура, гравитация, яркий свет. 
  • Рост. Живые организмы обязательно растут, увеличиваются в размере или просто отличаются ростом клеток и способны размножаться. Они передают генетическую информацию своим последователям. 
  • Избавление от отходов. Дело в том, что живая клетка отличается прохождением в ней большого количества химических реакций. В результате выделяются продукты обмена, от которых необходимо избавляться.
  • Питание. Обязательно для существования живой клетки необходимы белки, углеводы или какие-то другие составляющие, чтобы поддерживать живой организм.


Характеристика

§16. Значение животных организмов в природе и жизни человека

1) Заполните таблицу

Ответ:                                                Организмы, окружающие человека
Организмы
Полезные для человека
Вредные для человека
Растения
Лекарственные и съедобные
Ядовитые растения, сорняки
Животные
Рыба, рогатый и другой скот, большинство животных, которых человек употребляет в пищу
Мыши, крысы
грибы
Съедобные грибы
Ядовитые грибы, грибы – паразиты, плесень

2) Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?

Ответ: Нет, они являются важным звеном в цепи

3) Укажите, какую роль в природе играют животные.

Ответ: Животные – важное звено в цепи питания (потребители 1 и 2 порядка), а так же опылители

4) Ответьте на вопросы о сорных растениях.

а) Какие растения называют сорняками?

Ответ: дикорастущие растения, мешающие расти культурным

б) Какой вред причиняют сорняки?

Ответ: Занимают пространство, истощают почву

в) Какую пользу приносят сорняки?

Ответ: Звено в цепи питания, удобрение почв( некоторые), съедобность (некоторые)

с) Сформулируйте общий вывод

Ответ: Сорняки  наносят вред человеку, но абсолютно безвредны для природы, иногда сорняки бывают полезны и для человека.

5) Назовите несколько видов дикорастущих растений в вашей местности, которые являются лекарственными.

Ответ: ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, облепиха

6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Домашние животные нашей местности». Составьте план сообщения.

  • Ответ: 1. Кошки.
    1. Собаки.
    2. Крупный рогатый скот.

    4.Парнокопный скот.

Подведём итоги –  что вы узнали о многообразии живых организмов

1) Заполните таблицу.

Ответ:Организмы
Сходство
Различия
Бактерии
Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы
Не имеют ядра и многих органоидов
Простейшие
Имеют ядро и органоиды

2) Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.

Ответ: Потому что растения  – производители. Они синтезируют органику из неорганики, являются ключевым звеном в цепи питания.

3) Заполните таблицу.

Ответ:Способы питания живых организмов
Царство
Характерный способ питания
Как происходит питание
Растения
автотрофный
Под действием солнечного света в хлоропластах
Животные
Гетеротрофный
Поглощают готовые органические вещества
грибы
Гетеротрофный
Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов

4) Выберите правильный ответ и отметьте его.

5) Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.

  • Ответ: 1. Л, ш, й, н, к    Лишайник2.г, р, б   Гриб
    1. ш, л, к ,п ,р, д Шелкопряд
    2. п, д, р, ж, н, к Подорожник

6)* В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями – создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?

Ответ: Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезённой почве

7) Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне.

Ответ: Микроскоп

Значение живых организмов в природе — Науколандия

Все живые организмы участвуют в обмене веществ и потоке энергии. Поэтому все они испытывают воздействие других организмов и внешней среды, а также сами влияют на другие организмы и окружающую среду.

В результате различных взаимосвязей формируются природные сообщества живых организмов, состоящие из разных видов.

Такие сообщества складываются постепенно, виды их составляющие определяются различными закономерностями.

В каждом сообществе живет большое число видов. Самые разнообразные по количеству видов природные сообщества находятся в тропических лесах.

В биогеоценозе различные виды вступают между собой в пищевые и территориальные связи, конкурируют между собой.

Большинство разных видов, составляющих биогеоценоз, имеют разные требования к условиям среды. Это снижает конкуренцию между ними.

Определенный вид имеет свои, характерные только для него, связи с другими видами, своеобразно использует природные ресурсы. Так, например, у растений в лесу наблюдаются разные сроки цветения.

Пока не распустились листья цветут ветроопыляемые деревья и ранние травы с разноцветными цветками. Когда листья распускаются, они затрудняют опыление ветром и создают затенение. Среди трав цветут те, у которых цветки белые, т. к.

они лучше заметны в таких условиях.

Значение растений в природе огромно. Они извлекают из почвы воду и минеральные вещества, синтезируют органические вещества, выделяют кислород и пары воды. Животные, грибы, бактерии потребляют органические вещества, перерабатывают их.

Все биогеоценозы Земли вместе создают общий биологический круговорот веществ биосферы.

Однако именно растения дают начало этому круговороту, преобразуя солнечную энергию в энергию химических связей органических веществ.

С другой стороны, если бы организмы-гетеротрофы не существовали и в конечном итоге не разрушали органику, то растения бы вскоре истощили запас необходимых им минеральных веществ и не смогли бы существовать далее. Таким образом, гетеротрофы обеспечивают условия жизни для растений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: