«волк и ягненок»: сила против бессилия, а также наоборот

Крылов волк и ягненок читательский дневник, краткое содержание

По берегу у ручья бегал голодный Волк. Он увидел Ягненка, который спокойно пил воду. Волк захотел скушать добычу, но он решил все обставить так, чтобы Ягненок не выглядел жертвой, а был в чем-то виноват. Сначала хищник обвиняет домашнее животное в том, что он своей мордочкой замутил воду. Ягненок себя защищает и приводит аргументы, которые его оправдывают, объясняя, что воду он пьет по течению ниже. Волк не отступает и сыпет следующим обвинением, вспоминая, Ягненок ему в том году нагрубил. Тот отвечает, что ему только год, поэтому нагрубить никак не мог. Разъярившийся Волк сообщает Ягненку, что тот виноват, потому что хищник хочет есть и уносит его с собой в лес.

Крылов волк и ягненок читательский дневник, краткое содержание

По берегу у ручья бегал голодный Волк. Он увидел Ягненка, который спокойно пил воду. Волк захотел скушать добычу, но он решил все обставить так, чтобы Ягненок не выглядел жертвой, а был в чем-то виноват. Сначала хищник обвиняет домашнее животное в том, что он своей мордочкой замутил воду. Ягненок себя защищает и приводит аргументы, которые его оправдывают, объясняя, что воду он пьет по течению ниже. Волк не отступает и сыпет следующим обвинением, вспоминая, Ягненок ему в том году нагрубил. Тот отвечает, что ему только год, поэтому нагрубить никак не мог. Разъярившийся Волк сообщает Ягненку, что тот виноват, потому что хищник хочет есть и уносит его с собой в лес.

Читательский дневник ворона и лисица краткое содержание

Басня «Ворона и Лисица» считается одной из самых знаменитых басен, которые написал И.А.Крылов. Автор использовал простой сюжет, чтобы описать суть той эпохи, в которой он жил. Лиса очень хотела получить сыр, который первой успела забрать Ворона. Добраться до нее было достаточно сложно. И тогда Лиса решает применить свою хитрость, чтобы обмануть наивную, хоть и умную, Ворону. Лисица попросила Ворону запеть, чтобы таким образом у нее из клюва выпал сыр. Так и случилось.

Автор в этой басне показывает, что не только нельзя льстить, но и поддаваться на лесть. Любой человек, который будет поддаваться на уловки хитреца, может просто трагически закончить свою жизнь.

Тема высмеивания

Басня высмеивает людей, думающих, что стать сильнее можно только благодаря унижению слабых. Произведение осуждает людей, которые пользуются рабочим положением или статусом в собственных целях, а также тех, кто пытается переложить ответственность за свои деяния на других. И не просто на других, а на людей, которые не могут дать достойный отпор. Но, даже если они и подбирают какие-то слова, обидчики их просто не слушают.

Можно уверенно говорить, что поэт высмеивает политиков и власть, которая, как и волк, избавляется от неугодных, наказывает за свои оплошности, а сама дальше жирует, оставаясь свободной. Обычные люди в этом случае — безропотные овцы, они хоть изредка и пытаются отстоять собственное мнение, однако это выходит совершенно неубедительно. При этом у «волков» изначально все решено — кто слабее, тот и виновен, как и в сказке Кривина «Волк на елке».

Использование басни на уроках литературного чтения

Определение 1 Басня – это жанр литературы, представляющий собой повествование в кратком объеме в стихотворном или прозаическом представлении, содержащее определенный аллегорический смысл и ориентированное на усвоение какого-то морального принципа.

Нравоучительное заключение входит в начало или завершение басни. Она может описывать разнообразных героев, действия и поступки которых носят поучительный характер.

Программа начального школьного обучения по дисциплине «литература» включает в себя обязательное ознакомление с таким литературным жанром как басня.

Программа начального школьного обучения, в основном, включает ознакомление с банями И.А. Крылова. Басни автора представлены в стихотворной форме, а героями их являются животные. Такой выбор сделан автором неспроста. Животные вызывают больший интерес у детей младшего школьного возраста. Поведение животных демонстрирует детям нравственные и моральные аспекты жизнедеятельности людей, которые образно отображены поступками и поведением животных.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе 470 руб.
  • Реферат Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе 250 руб.
  • Контрольная работа Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Также, школьная программа содержит некоторые басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Их басни представлены в прозаической форме, а героями их являются люди. Они не так интересны детям и более сложны для восприятия младших школьников. Их использование в обучении реализуется только ради представления учащимся разнообразия басен, их героев и нравственного смысла.

Басня, ориентирована на представление в ней сцен из реальной бытового, трудового и иных направлений деятельности людей. Эти сцены содержат в себя представление человеческих качеств: положительных и отрицательных, негативного поведения, совершения разнообразных действий, по которым можно судить о личности героя, его пороках, достоинствах и недостатках. Басня призвана раскрыть навыки учащихся к анализу сложившейся ситуации, оценке поступков героев и формулированию выводов и умозаключений.

Любая басня содержит в себе моральный смысл, который скрыт. Его раскрытие требуется от учащихся, а для этого активизируется их мышление и логика. На основании басен, младшие школьники учатся «читать между строк», улавливая скрытый смысл, заложенный автором. Это является фундаментом формирования навыков литературного анализа, осознанного восприятия смысла художественного произведения.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Использование басни в программе начального школьного обучения обусловлено следующими ее достоинствами:

  1. Огромный нравственный потенциал басни. Посредством басни возможно реализовать нравственное воспитание учащихся, сформировать их нравственные ориентиры поведения и закрепить в сознании основы морального поведения.
  2. Басни положительно воздействует на речевое развитие учащихся. Басня строится на использовании выразительного художественного слова, лаконичном строении текста, красочном представлении, наличии яркого эмоционального окраса. Это способствует развитию четкой, грамотной, выразительной речи ребенка.
  3. Объем басни достаточно малый. Поэтому, младший школьник может легко воспринять басню целиком и проанализировать ее содержание.
  4. Басня содержит образные выражения, которые характеризуются яркостью, эмоциональным компонентом и глубиной смысла, который заключен в них. Именно перенос жизненных случаев и иносказательную форму делает басню интересной для ребенка и способствует более эффективному усвоению нравственных норм.

Какая мораль в басне «Волк и ягненок»

Басня «Волк и ягненок» картинки

Затем начинает разворачиваться сам сюжет. Ягненок идет к ручью напиться и встречается с голодным Волком. Ягненок для него — желанная добыча. Но Волк стремится «делу дать… законный вид и толк», то сеть мотивировать свое поведение. Поэтому он начинает нападать на несчастного Ягненка, ставя ему в вину различные прегрешения. Причем эти обвинения представляют собой градацию, идущую по ослаблению смысловой значимости. Так, вначале волк обвиняет Ягненка в том, что тот мутит воду в ручье. Однако Ягненок умело парирует это обвинение, заметив, что он находится от Волка на расстоянии ста шагов и потому не может «питья мутить».

Мораль басня «Волк и ягненок» картинки

Следующее замечание Волка уже не относится к настоящему событию (оно якобы было н прошлом):

Однако и на этот довод у Ягненка находится неопровержимый аргумент собственной невиновности: «Помилуй, мне еще и отроду нет году». Тогда мысль Волка переключается на родственников Ягненка, первый обозначает свою враждебность по отношению к целому роду:

А затем это обобщение и вовсе расширяется: Волк противопоставляет себя овцам, псам и пастухам, объясняя это тем, что все они хотят ему зла. И это обвинение уже совсем безосновательно, пусто, логически не обоснованно. «Ах, я чем виноват?» — спрашивает Ягненок в финале, и в этом вопросе — моральная победа Ягненка в этом споре. Однако разрешение ситуации остается за Волком:

Крылов избегает в этой басне открытого морализирования. Но его авторская позиция выражена при этом очень определенно. Этот круг расширяющихся обобщений, который происходит в сознании Волка, переводит идейное содержание басни в иной план — мы видим в ней черты социальной сатиры.

«Пользуясь своим высоким положением в обществе, Волк нарушает естественные и простые моральные нормы, он пренебрегает истиной, как только она расходится с его интересами, но в той легкости, с которой каждый раз оправдывается Ягненок, заключена сила коренных и неисчезающих моральных устоев»

<…> «Нарушение моральных норм ведет к безнаказанному произволу… Место естественных, простых и справедливых отношений занимают ложные, извращенные, по сути своей аморальные и безнравственные», — отмечает В. Коровин.

Очень выразительна речь персонажей. Речь Волка очень груба, резка, он гневается, кричит, бранится. «Наглец», «негодный», «щенок» — так он обращается к Ягненку. Последний, напротив, разговаривает с Волком мирно, даже почтительно:

В речи волка присутствуют метафоры («голову с тебя сорву», «я с тобой за их разведаюсь грехи»), разговорные и бранные слова («нечистым рылом», «в позапрошлом лете»).

В речи Ягненка, напротив, присутствуют книжные выражения («гневаться напрасно он изволит»). Непосредственно в авторской речи находим эпитеты («в жаркий день», «голодный волк», «в темный лес»), фразеологический канцеляризм («делу дать хотя законный вид и толк») разговорные выражения («рыскал», «поволок»).

Чему учит басня «Волк и Ягненок»: задачи

Басня «Волк и Ягненок» Любая басня должна учить хорошему, ведь в этом предназначение такого произведения, так как в нем есть мораль. Крылов писал жизненные небылицы, которые до сих пор являются злободневными и животрепещущими. Какие задачи этой басни и чему она учит? Вот ответ по творению «Волк и Ягненок»:

Басня учит тому, что никогда не надо использовать свое положение, свои силу и власть. Не стоит этого делать ради того, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивления, дать достойный отпор. Безусловно, смысл басни намного глубже.

Описано бесправие простого русского люда. Крылов старается восстановить справедливость, однако понимает, что противостоять волкам очень сложно. Они используют силу так, как заблагорассудится, их очень сложно приструнить. Тем не менее, автор пытается делать это хотя бы посредством своего творчества. Ведь даже если о проблеме узнают и заговорят – это уже достаточно большая лепта в ее решении.

Автор учит тому, что главное — справедливость. И если у человека есть сила либо власть, они должны быть направлены на восстановление справедливости. А не на то, чтобы издеваться над безвинными. Мало того, баснописец показывает подлым, вероломным прообразам волка, как отвратительно они себя порой ведут.

Вариант 2

Многие басни великого И.А.Крылова знакомы с детства. Крылатые фразы из них прочно вошли в языковой оборот и используются в повседневном общении. Каждое творение писателя- шедевр, изобличающий пороки людей и общества целиком.

Не исключение составляет и басня «Волк и ягненок». Необычность произведения, в сравнении с другими крыловскими творениями, составляет наличие морали в начале басни. Читателю сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Сильный всегда найдет виноватого, того кто его слабее. Мораль написана не как наставление мудрого учителя, а как установленный человеческим обществом факт.

Из название произведения понятно, что главными героями являются Волк и Ягненок. Образы настолько тесно связаны друг с другом, что невозможно воспринимать их отдельно.

Волк- олицетворение силы, власти. Он понимает, что его положение в обществе позволяет ему совершать проступки и быть безнаказанным. Словно хозяин жизни он ведет себя нагло и все дозволенно. В образе Волка автор воплощает не только представителей высших чинов света, но и всю государственную машину власти.

Ягненок — существо безобидное, понимающее свое бесправное положение. Он старается своим поведением не спровоцировать того кто выше тебя положением. Он безропотно терпит все оскорбления в свой адрес. Вот он русский народ- бесправный, не имеющий право свободно выражать свои взгляды.

Сюжет не замысловат. Маленький ягненок пытается удалить жажду в жаркий день и тут появляется Волк, который хочет есть. Все как в обычно в животном мире. И тут Крылов прибегает к литературному приему аллегории. Голодный волк ищет предлог, чтобы съесть ягненка, придирается к нему, притворяется несчастным созданием, которого все стараются обмануть. Ягненок оправдывается, каждому обвинению у него имеются доводы непричастности. Когда у Волка все надуманные обвинения заканчиваются, он тащит его в лесную глушь. Читатель понимает, что Волк в любом случае съел бы ягненка, независимо не от чего.

Басня актуальна и по сей день. Люди старшие по должности часто унижают младших. У сильных мира виноваты слабые. Достаточно обернуться и можно увидеть, как обычные люди готовы переступить через своего друга, близкого для достижения желаемого результата. Не устаревают строки басен: «У сильного всегда бессильный виноват», « Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

Басня Волк и Ягненок читать текст

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышимНо мы истории не пишем,А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питье МоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву». -«Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу». -«Поэтому я лгу!Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил;Я этого, приятель, не забыл!» -«Помилуй, мне еще и от роду нет году». -Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». -«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотите,И если можете, то мне всегда вредите;Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Характеристики главных персонажей

Описать главных персонажей басен Крылова несложно. Они делятся на плохих и хороших. Характеристика героев Крылова «Волк и Ягненок»:

  1. Волк — подлый, бессовестный, бесстыдный, алчный. Это трус, поскольку обижает лишь слабых, а с соперником в таком же статусе, вероятно, не связывался бы. С овцой себя ведет смело и по хамски. Не проявляет уважение к собеседнику («тыкает ему»). Придирчив — все время мотивирует причины вины овцы. Это у волка выходит не самым лучшим образом. Однако жертва так сильно боится его, что потеряла возможность строить логические цепочки. Можно заметить, что главный герой практикует это поведение уже продолжительное время. Его действия происходят по четкой схеме. Это позволяет выдвинуть теорию, что этих овец в его жизни были и будут сотни.
  2. Овца — это аллегория. Ягненок является интеллигентным, воспитанным, скромным, обходительным. Помимо того, что он пытается оправдаться перед своим мучителем за то, что ни в чем не виноват, он еще и сделал это учтиво, общаясь с волком как к высшим существом. Но это и показывает взаимоотношение «народ-власть». Персонаж называет обидчика на «Вы», употребляет довольно сложные речевые обороты, которые характерны для официального разговора той эпохи. Этот слог вполне можно было использовать при общении с государем-императором.

Книжку «Басни» Крылова я знаю еще с самого детства. Помню, «Волк и Ягненок» нам задавали выучить наизусть, но многие я просто так прочла, когда уже стала взрослой. Все басни довольно интересные, при этом очень поучительные. И, наверное, почти всем известные.

Елена Анисимова, 35 лет, г. Самара

«Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и множество других — во всех баснях описывается мораль, некий вывод. Басни смогут нас многому научить. Особенность написания басен, как я считаю, заключается в очень простом языке, который легок для восприятия, можно читать как детям, так и взрослым. Читается приятно и легко. В некоторых ситуациях эти басни даже комичны. Но необходимо словить главное: смысл басни и мораль.

Екатерина Светлакова, 28 лет, г. Москва

Книжку Крылова нам подарили в садике на Новый год, точней, ее всем подарили — это решал родительский комитет, просто она очень универсальная, еще в дальнейшем в школе потребуется. Что относительно самих басен — это, естественно, на любителя. Читать их сложно, смысл понять детям трудно. Как-то она у меня больше вызывает ассоциации со школьным возрастом, маленькие дети ее не любят, потому читаем нечасто. Но все басни все равно очень поучительные. Виктория Дубцова, 32 года, г. Киев

Басня Крылова «Волк и Ягненок»: жизненные примеры


Пример из жизни одноклассников по басне «Волк и Ягненок» Закрепим теперь пройденный материал примерами из жизни. Они помогут понять суть небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Волк и Ягненок»:

Пример 1:

Папа рассказывал, что когда он служил в армии, существовало негласное правило – новенький должен отдавать старослужащему свою порцию масла, которая дается за обедом. Это считалось данью уважения. Если же молодой солдат противился, то его ожидало наказание.

Конечно же, вся рота безропотно выполняла волю сержантов. Отец отказался. Разумеется, вначале ему досталось от старослужащих. А после его назначили на два месяца «вечным дежурным по роте». Только лишь за то, что он осмелился сказать о том, что это несправедливая традиция. И даже не прибегал к физической силе. Просто не послушался. Мало того, на дежурство его отправили по приказу командования. Обвинили в хулиганстве и угрожали трибуналом. Вот уж действительно, у сильного всегда бессильный виноват.

Пример 2:

У меня есть одноклассник Витя. В моем классе учится также двое хулиганов, Саша и Женя, которые остались на второй год. Конечно же, их многие боятся – ведь они старше и сильнее. Однако если для остальных все ограничивается тумаками, то к Вите, который совершенно не может постоять за себя, у них «особое отношение». Вот уже полгода он носит им «дань» — каждое утро отдает свои завтраки и карманные деньги, чтобы они его не трогали.

Я говорил ему, что так продолжаться не может. И нужно либо дать отпор хулиганам самому либо сказать взрослым. Иначе эти двое так и будут изводить его до последнего класса. А учиться нам в школе еще 5 лет. Это же целая вечность. Он сказал, что не будет ябедничать. Поэтому я просто заступаюсь за него. Но получается плохо, я намного слабее их. Однажды, во время перепалки они толкнули меня, я упал и разбил вазу в классе. Когда пришла учительница, эти двое смирно сидели за партами, а про меня сказали, что я стрелял по вазе из рогатки. Поверили не нам с Витей, а хулиганам. Родителей вызвали в школу и велели заплатить за имущество. А я ведь всего лишь пытался защитить друга. Вот уж действительно – у сильного всегда бессильный виноват.

ВОЛК И ЯГНЕНОК 33-35стр.

 1.Какими вы представляете героев басни?

Волк — злой и голодный, жестокий, Ягнёнок, маленький и беззащитный, но старательно пытающийся оправдаться перед Волком.

2.Кому из них вы сочувствуете? Кого осуждаете?

Сочувствуем Ягнёнку, он так и не смог переубедить Волка. Осуждаем хищника, который искал какие-то причины, для того, что бы съесть ягненка.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Где и почему встретились Волк и Ягненок? В каких словах автор выражает отношение к встрече?

Они встретились у ручья в жаркий день, куда звери пришли напиться воды. «И надобно ж беде случится» — говорит автор.

2.Как ведет себя в споре Волк? Обратите внимание на интонационные оттенки в его речи. Он нагл, беспринципен, зол, почти не слушает Ягненка

В его интонации звучит злоба, раздражение, неприязнь, нетерпение

Он нагл, беспринципен, зол, почти не слушает Ягненка. В его интонации звучит злоба, раздражение, неприязнь, нетерпение.

3.Объясните смысл выражения «делу дать хотя законный вид и толк».

Это выражение стало крылатым. Волк обманом и ложными обвинениями хотел прикрыть свое беззаконное желание съесть ягненка.

4.Понаблюдайте за речью Ягненка. Какие слова он употребляет? Убедительно ли он говорит о своей невиновности? Почему же он не убедил Волка?

Ягненок говорит очень убедительно и все доказательства его «виновности» рассыпаются. Он говорит вежливо, почтенно «Светлейший волк», «Осмелюсь», «Помилуй». Ягненок не смог убедить Волка, потому что его это не интересовало. Его изначальная цель была — съесть его. И эт о была главная «вина» ягненка.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.В каких словах выражена главная мысль басни?

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

2.Как автор относится к своим героям?

Автор сочувствует и сопереживает кроткому Ягненку, а Волк изображен грубым, бесстыдным, обозленным, наглым, жестоким, неумолимым.

3.Приведите примеры, доказывающие, что басня И.Крылова имеет общий смысл и ее мораль можно применить ко многим случаям из жизни.

Очень часто люди, имеющие власть пытаются прикрыться «благовидными» причинами и творят беззаконие. Многие считают что право на стороне тех, у кого сила.

4. Какие строки из басни стали пословицами и поговорками?

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

«делу дать хотя законный вид и толк».

«у сильного всегда бессильный виноват»

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

1.Рассмотрите иллюстрацию А.Лаптева к басне «Волк и ягненок», помещенную в тексте. Поделитесь впечатлениями.

Считаю автор хорошо передал главных героев басни: Волк с открытой оскаленной пастью, злобный и огромный находится наверху и давит на Ягненка, маленького, беспомощного, который даже на ноги не встал. Очень его жаль, хочется ему помочь и спасти от Волка.

2.Поинтересуйтесь, какие художники еще иллюстрировали басни И. Крылова.

Жаба Альфонс Константинович, Евгений Рогачев, Валентин Серов, Франсуа Руйе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»

В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам….

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 — письменно.)

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ

Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан

Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку

Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что — поучительным?

Прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» — стало крылатым выражением баснописца.

Идея басни

Каждый текст басни учит чему-то хорошему, поскольку в этом основное назначение этого рассказа, ведь в нем существует мораль. Крылов описывал в своих сочинениях жизненные ситуации, которые и сегодня животрепещущие и злободневные.

Это произведение учит тому, что никогда не нужно пользоваться своим положением, использовать власть и силу. Не надо это делать только, чтобы унизить людей, которые не могут сопротивляться, отстоять свою позицию. Естественно, суть басни находится гораздо глубже.

В ней описывается бесправие обычного русского народа. Писатель пытается восстановить справедливость, но осознает, что противостоять толстым волкам трудно. Они пользуются своей властью так, как им угодно, их сложно остановить. Однако Крылов пробует сделать это хотя бы с помощью творчества. Ведь, даже если эту проблему поднимут и в дальнейшем о ней заговорят — это уже весомая лепта в ее искоренении.

Писатель указывает на то, что главное — это справедливость. И если человек обладает властью или силой, их нужно направить на восстановление справедливости, а не чтобы унижать невинных. Помимо этого, поэт показывает вероломным и подлым образ волка, описывает, как отвратительно он может себя иногда вести.

Мораль басни «Волк и Ягненок»: своими словами

Басня «Волк и Ягненок» Данное произведение имеет не типичную структуру, ведь оно не заканчивается моралью (как все остальные), а начинается с нее. Вот своими словами мораль басни «Волк и Ягненок»:

Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто.

Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации. Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.

Естественно, последние полагают, что отстаивают общие интересы. Но есть и те из них, кто думает только о себе и использует свое служебное положение. Как правило, таким невозможно что-либо доказать. Если они считают, что человек повинен в чем-то, то у него нет иной дороги, кроме как понести наказание. Поскольку его аргументы никто не будет слушать.

Также волками могут быть и любители оклеветать кого-либо, опорочить доброе имя только лишь из антипатии, создать другим проблемы для того, чтобы добиться своего. Осмеиваются злоупотребление властью и полномочиями, подлость и лживость.

Басня Волк и журавль — анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавель» начинается с анализа характеров героев. Волк – явно отрицательный персонаж данного произведения. В нем прозрачно угадывается заносчивый, неблагодарный человек, обладающий некой силой и считающий, что эта сила дает ему на право на любые блага. Но и такие люди попадают в неприятности, выпутаться из которых самостоятельно не могут. Из этого вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и Журавель» — принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз тебя бросят на произвол.

С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль.

Басни Крылова читать

Басня «Волк и Журавль» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. (ч. IV). Время создания произведения неизвестно. Басня была отнесена Крыловым к числу «переводов или подражания» и представляет собой обработку басни Лафонтена «Волк и Аист», которая в свою очередь восходящей к басням Эзопа и Федра («Волк и Журавль»). В этой статье представлены материалы о морали басни «Волк и Журавль» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Волк и Журавль» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Волк и Журавль» заключается в том, что в трудной ситуации некоторые люди охотно прибегают к помощи окружающих, а после ведут себя неблагодарно и тут же забывают о том, кому они обязаны. Так, Волк, попав в беду, просит Журавля спасти его от гибели. Журавль, рискуя жизнью, сует свой клюв в пасть Волку, вынимает застрявшую кость и спасает его от гибели. За свою услугу Журавль просит у Волка вознаграждение, но тот, вместо того чтобы отблагодарить спасителя, хамит ему и грозит расправой. Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» комментируют суть и смысл этой басни так:

Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни заключается в следующем:

Это были материалы о морали басни «Волк и Журавль» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням КрыловаИллюстрации к басне

Жанр: басняГлавные герои басни «Волк и журавль» и их характеристика

  1. Волк. Жадный, ненасытный, неблагодарный.
  2. Журавль. Корыстный, отзывчивый.

План пересказа басни «Волк и журавль»

  1. Жадность волков
  2. Застрявшая кость
  3. Готовность к смерти
  4. Знаки журавлю
  5. Журавль в пасти волка
  6. Просьба о вознаграждении
  7. Возмущение волка
  8. Угрозы

Мораль басни «Волк и журавль» Отблагодари того, кто помог тебе, но не проси благодарности за свою помощь.Отзыв на басню «Волк и журавль» Это очень хорошая басня, в которой рассказывается о том, что люди часто забывают отблагодарить тех, кто им помогает.  Но и те, кто оказывает помощь попавшим в беду, не должны требовать вознаграждение, ведь помочь другому — дело святое.Пословицы к басне «Волк и журавль» Я тебя выручил, а ты меня выучил. Закорми свинью, так станет охать за пролежни. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди. Черствое сердце не знает благодарности. Дали нагому рубашку, а он говорит толста.Читать краткое содержание, краткий пересказ басни «Волк и журавль» Что волки жадные, знают все. Они едят торопливо, не разбирая костей. И вот один такой волк костью подавился. Корячился как мог, но кость не выпадает, и уже вроде помирать волку пора. Но тут увидел волк журавля, подозвал его знаками и попросил помочь горю Журавль засунул клюв в пасть волка и с большим трудом вытащил кость. А после стал просить вознаградить его за труд. Но волк только рассердился и ответил, что журавль должен быть счастлив, что благополучно свою голову из его пасти вытащил. И погнал журавля прочь, грозя чтобы тот больше ему не попадался.Рисунки и иллюстрации к басне «Волк и журавль»

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

Зато на одного из них пришла беда!

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Почему мы любим басни Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей. Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными. На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем к примеру самые популярные басни. «Ворона и лисица » показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит. Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра. Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет », показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом » В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: