Сочинение: историческое и философское звучание басни и. а. крылова «волк на псарне»

Крылов волк и ягненок читательский дневник, краткое содержание

По берегу у ручья бегал голодный Волк. Он увидел Ягненка, который спокойно пил воду. Волк захотел скушать добычу, но он решил все обставить так, чтобы Ягненок не выглядел жертвой, а был в чем-то виноват. Сначала хищник обвиняет домашнее животное в том, что он своей мордочкой замутил воду. Ягненок себя защищает и приводит аргументы, которые его оправдывают, объясняя, что воду он пьет по течению ниже. Волк не отступает и сыпет следующим обвинением, вспоминая, Ягненок ему в том году нагрубил. Тот отвечает, что ему только год, поэтому нагрубить никак не мог. Разъярившийся Волк сообщает Ягненку, что тот виноват, потому что хищник хочет есть и уносит его с собой в лес.

Краткое содержание

Басня была написана в 1812 году и сразу же опубликована в газете «Сын отечества». Сегодня с этим произведением дети знакомятся в школе, на уроках русской литературы в 5 классе. Анализ басни «Волк на псарне» многому учит и несет иносказательную характеристику.

История начинается с того, что хищник решается поохотиться за овцами и отправляется в овчарню. Но совершенно случайно попадает на псарню. Когда собаки начали громко гавкать, поднялся шум и в этот момент прибежали ловчие с ружьями, закрыв ворота, они преградили путь хищнику.

После того как главный персонаж понимает, что бежать некуда, он начинает паниковать и думать, как провести всех. И тут он решается на хитрый поступок — устраивает переговоры. Волк старается убедить людей, что изменился, ему надоели постоянные ссоры. Волк предлагает заключить перемирие и обещает больше не трогать овец. Кроме этого, он будет защищать и охранять их. Но не успел хищник договорить свою мысль до конца, как ловчий спускает на него псов.

Анализ басни Крылова «Волк на псарне» раскрывает 2 главных персонажа:

  • Ловчий. Мужчина преклонных лет, который имеет жизненный опыт. Его непросто обмануть. Он за несколько секунд разглядел умысел волка и не поверил ему.
  • Волк. Хитрый и лживый. В народе его ассоциируют с человеком, не умеющим держать свое слово. Именно поэтому автор выбрал этот образ.

Художественные приемы

Крылов, помимо того, что баснописец, также и лирик. Автор имеет жанровую особенность красочно описывать фон, картины, передавать настроение героев. Он использует крылатые выражения, которые сегодня вошли в разговорный язык.

Писатель акцентирует много внимания на том, что враг опасен и хитер. Ловчего автор описывает как человека с острым умом и спокойным характером, который научен жизнью. Герой сразу понимает намерения животного и знает, насколько он изворотлив. Волк — серый и хитрый, а ловчий — седой и мудрый.

Единственное правильное решение — уничтожить или обезвредить агрессора любым способом.

История создания

Если сделать краткий разбор басни «Квартет», можно увидеть, что писатель использовал различные формы выразительности. Они подчеркивают смысл произведения, а также недостатки героев.

В тексте встречаются:

  1. Эпитеты.
  2. Сравнение.
  3. Олицетворение.

Благодаря им произведение легко воспринимается читателями. Текст становится интересным и насыщенным. Такое написание помогает человеку полностью прочувствовать содержание и лучше понять, какие именно поступки высмеиваются автором в рассказе.

Многие считают, что главной идеей написания басни является посещение Крыловым литературного общества «Беседы любителей русского слова». Оно состояло из четырех департаментов. Именно столько же в басне главных персонажей. Автор на протяжении многих лет присутствовал на каждом таком собрании и с трудом выслушивал длинные и скучные байки малоталантливых писателей.

Некоторые современники выдвигали и другую версию создания басни. Они считали, что в произведении речь идет об исторических событиях, а именно о Государственном совете. В 1810 году были изменения и новые назначения в департаменте.

https://youtube.com/watch?v=nY0WZw2-5q0

Главные герои

В произведении Ивана Андреевича Крылова два главных героя – Волк и Журавль.

  1. Волк неблагодарный и злой. Считает себя лучше остальных, потому что он сильный и жестокий. Готов попросить о помощи даже заклятых врагов, если его жизнь в опасности, но сам никогда никому не поможет.
  2. Журавль наивный и добрый. Он готов прийти на помощь хищнику, не задумываясь о собственной безопасности. В то же время Журавль ждет какую-то награду, значит, его поступок не такой уж бескорыстный.

Читайте по теме:

Иллюстрация к басне Крылова «Волк и журавль»

Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.

Образец оформления читательского дневника для 1 и 2 класса

Басня Волк и журавль — анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавель» начинается с анализа характеров героев. Волк – явно отрицательный персонаж данного произведения. В нем прозрачно угадывается заносчивый, неблагодарный человек, обладающий некой силой и считающий, что эта сила дает ему на право на любые блага. Но и такие люди попадают в неприятности, выпутаться из которых самостоятельно не могут. Из этого вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и Журавель» — принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз тебя бросят на произвол.

С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль.

«Волк и журавль» Выполнила студентка 232 группы Вильданова И.И.

Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу. Слово «басня» произошло от басня – баять – баян ­ говорить.

Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец ­ Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде

Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам

Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами. 3

ПОДУМАЙТЕ, О ЧЕМ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ В ЭТОЙ БАСНЕ? 5

Басня Волк и журавль Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился.

Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот кой­как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить.

Поди ж, приятель, убирайся,

А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно представить. Какая будет первой? ­ Волк сидит и что­то ест. Кости грызёт. ­ Что потом случилось с Волком? ­ Он подавился. (Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился). ­ Как об этом сказано в тексте? Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! ­ А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете? (Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.) 8

Крылатые фразы

Басня о хитрой лисице и доверчивой вороне — одна из самых популярных работ Ивана Крылова. Из этого небольшого произведения «пошли в народ» несколько крылатых фраз, которые позволяют уловить смысл и мораль произведения.

Среди них:

  • «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна и вредна». Оказалось, что «только все не впрок, и в сердечке льстец всегда отыщет уголок».
  • «Ворона каркнула во все горло: сыр выпал — с ним была плутовка такова».
  • И про ангельский голосок известная строка — «Спой, светик, не стыдись!»

Примечательно, что образ вороны ассоциируется со словом «каркать», которое вещает беду или неудачу. Сам автор никак не прокомментировал окончание своего творения, фиксируя трагическое окончание басни, аналогичное положению человека, оказавшемуся в сетях льстеца.

Анализ и мораль басни Волк на псарне Крылова 5 класс

Произведение посвящено осуждению ложной попытки помириться с противником, когда выясняется, что тот оказался сильнее. Автор стремится показать, что попадаться на эту уловку не следует.

Баснописец в качестве отрицательного персонажа выбрал волка. Этот хищный зверь в массовом сознании и в народном творчестве понимается как носитель только отрицательных качеств. Вероятно, выбор Крылова был обусловлен именно стремлением показать полностью однозначную картину, без всяких оттенков. В лице волка выведен образ непримиримого и беспощадного врага.

Собаки и Ловчий, дающий ответ хищнику, также показаны просто как его естественные враги. Это должно было подчеркнуть глупость мысли вступить с волком в переговоры. Само название произведения «Волк на псарне» уже содержит указание на то, что конфликт, описанный в ней носит непримиримый характер.

Седой (что намекает на мудрость, пришедшую с годами) Ловчий сразу отвергает предложения волка примириться и даже поступить на службу, начав охранять стада.

Мораль этой басни заключается в том, что злой человека вряд ли отступит от своего образа действий. Обладая преступной натурой, он будет красть, грабить и убивать, пока в силах делать это. Однако, как бы благоприятно не складывались обстоятельства, все равно тот, кто живет подобно волку из басни, встретится с более сильным, который выступает на другой стороне. После этого в ход пойдет и раскаяние (как правило, вынужденное и неискреннее) и обещания встать на путь исправления, но все это будет бесполезно. Репутация, которую заслужил человек, не позволит ему уйти от возмездия.

Крылов здесь далек от идеи всепрощенчества. Он призывает поступать согласно обычной житейской логике, не слушать хитрые доводы врага, оказавшегося в отчаянной ситуации. Басня, по своему жанру, призвана не учить высоким идеалам, а лишь в форме ярких вымышленных ситуациях напомнить о старых прописных истинах.

Рисунок волк на псарне, поэтапно карандашом

Волк.

Нарисуйте 3 кружочка. Первый послужит ориентиром для головы, второй (большего размера) для туловища, а третий для таза животного.
Соедините круги линиями, обозначив будущую морду и тело. Вертикальной линией обозначьте нос, а горизонтальной — уровень расположения глаз.
Над верхним кругом прорисуйте уши. Чтоб нарисовать нос, нарисуйте круг, затем перейдите к детализации. Далее рисуются разные части тела

Задние и передние лапы важно разместить на одной высоте. Волк в данном варианте стоит боком, посему не все части тела видны

Нарисуйте круги, обозначив передние лапы, оставив видимую часть только для 1 лапы. Лишнее сотрите. Задние лапы изобразите овалами, не забывая одну из лап нарисовать частично.
На морде детализируйте нос. Добавьте формы лап и хвост. Изобразить их можно прямоугольниками.
Детализируйте глаза и уши. Добавьте шею, дорисуйте хвост.
Удалите вспомогательные линии. Прорисуйте основные черты животного, не забывая о шерсти. По желанию дорисуйте зубы в виде холмов.

Пёс.

  1. Начните с прорисовки фигур, которые в дальнейшем станут туловищем пса, а именно: круг для груди, головы, бёдер, лап. После чего соедините круги линиями, как на примере. Так же проведите линии шеи и лап. Затем в верхнем круге нанесите руководящие линии, для морды, а так же линии для шеи.
  2. Прорисуйте переднюю часть морды и уши. Затем приступите к лапам. Проведите линии бёдер, живота и хвоста. Нарисуйте глазки-бусинки.
  3. Теперь прорисуйте надбровные складки пса, внутреннюю часть ушей. После изобразите челюсть. Проведите линии лап, спины, шеи.
  4. Нарисуйте нос, прорисуйте линии мордочки, после подробно изобразите кожные складки на шее. Далее нарисуйте мышцы на лапы. Детализируйте лапы, дорисовав пальцы и когти. Сотрите лишнее.

Анализ басни «Волк на псарне»

Басня

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор – Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!”- И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. “Огня!- кричат,- огня!” Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец,- Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: “Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…” – “Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Краткое содержание

Волк хотел ночью пробраться в овчарню, но вдруг попал на псарню. Разумеется, там почуяли чужого и поднялись, словно по команде. Псы лаяли и рвались драться. Псари решили, что объявился вор. Поэтому заперли ворота. На псарне началась суматоха. Кто-то несся с дубинкой, кто-то с ружьем. Другие просили огня. Когда появился огонь и посветили, стало видно Волка, который прижался в углу. Он скалил зубы, шерсть его встала дыбом. Он готов был броситься в бой, однако понимал, что ему не победить. Он понимал, что последует расплата, поэтому ради хитрости устроил переговоры. Заявил, что является родственником и зашел не ссориться, а мириться. Он попросил не вспоминать прошлое и жить мирно. За хорошее отношение к нему он дал обещание не нападать на местные стада, а быть охраной для них. Он согласился поклясться. Однако мудрый ловчий, отлично знакомый с волчьей натурой и ценой его обещаниям, перебил Волка и объявил, что он привык не доверять волкам и не соглашаться на мир с ними, а лишь снимал с волков шкуру. После этого он выпустил гончих псов.

Анализ басни

История создания

Басня «Волк на псарне» была создана И. А. Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 г. договориться с Кутузовым о перемирии. Как известно, русский главнокомандующий решительно отклонил мирные предложения и в начале октября одержал решительную победу при Тарутине.

Кутузов получил текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам после битвы под Красным. Прочитав строку «а я приятель сед», полководец снял головной убор и продемонстрировал собственную седую голову.

Крылов открыто намекает на безвыходное положение Наполеона, уподобившегося волку, попавшему в западню Кутузова.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — решительная и беспощадная борьба против агрессора.

Перед походом в Россию Наполеон практически не знал поражений. Французская армия с легкостью одерживала победы над любым противником. Наполеон самоуверенно считал, что Россия станет такой же легкой добычей, но жестоко ошибся в своих расчетах. Точно так же волк по ошибке попадает вместо овчарни в псарню.

Оказавшись в безвыходном положении волк (Наполеон) с помощью обещаний пытается выкрутиться из ситуации. Однако ловчий (Кутузов) знает, какова цена лживым волчьим обещаниям. Хищник остается хищником. Ему нельзя верить и нельзя прощать. Единственный разумный выход — выпустить «на Волка гончих стаю», что и делает Кутузов, начиная преследование остатков армии «великого завоевателя».

Проблематика

После Бородинского сражения и отступления французской армии из Москвы Наполеону стало понятно, что кампания уже проиграна. Согласно традиционным «правилам ведения войны» было необходимо подписывать перемирие. Сторонники такой точки зрения были и с русской стороны.

Перед Александром I и Кутузовым стояла проблема дальнейшего плана действий. Крылов дает однозначное решение: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.

Композиция басни последовательная. В концовке дается общий нравоучительный вывод.

Мораль

Крылов иносказательно обращается к патриотической теме. Если Наполеон сравнивал поход в Россию с неудачной шахматной партией, но для русского народа он обернулся тысячами жертв среди мирного населения, разрушенными и сожженными городами, унижением от взятия столицы. Все это требовало беспощадной мести зарвавшемуся «волку».

Такая точка зрения полностью отвечала чаяниям населения Российской империи. К. Батюшков писал, что «Волка на псарне» и другие патриотические басни Крылова «в армии… все читают наизусть». Ирина Зарицкая | | k | Оценить:

Мораль произведения

Мораль «Волка и ягненка» заключается в описании проблем простого народа, который ежедневно сталкивается с несправедливостью. Такая идея очень полюбилась автору, так как он был бравым правозащитником и всегда боролся с неравноправием.

Сюжет произведения незамысловат. Сказка остается актуальной по сей день. Она учит добру и справедливости. Крылатые слова и фразы из текста стали разговорными оборотами. Все это произошло из-за того, что описываемую в басне проблему искоренить сложно. Благодаря литературному творению автора люди, обладающие властью, могут увидеть себя со стороны и, возможно, пересмотреть свое отношение к тем, кто ниже их по социальному статусу.

Анализ 2

Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.

Непосредственным поводом для написания басни о лицемерии и мнимой покорности послужил известный эпизод войны. Наполеон, заняв Москву, оставленную русскими после Бородинского сражения, увидел, что заключать мир с ним никто не собирается. Перед французским императором лежали огромные пространства России, населенными миллионами людей, готовыми сражаться за независимость своей страны. Он очутился в положении волка из басни.

Анализ 2

Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.

Непосредственным поводом для написания басни о лицемерии и мнимой покорности послужил известный эпизод войны. Наполеон, заняв Москву, оставленную русскими после Бородинского сражения, увидел, что заключать мир с ним никто не собирается. Перед французским императором лежали огромные пространства России, населенными миллионами людей, готовыми сражаться за независимость своей страны. Он очутился в положении волка из басни.

Название «Волк на псарне» подчеркивает незавидное положение, в котором оказался завоеватель в древней русской столице. Он рассчитывал разбить по частям численно уступающие ему армии, что дела в Европе. Они должны были выступить пусть и не совсем в виде беззащитных жертв, но в роли противника, заранее обреченного на поражение. Крылов, несомненно, под влияние патриотического воодушевления, выбрал столь яркие образы, говоря о намерениях Наполеона.

Встретив достойного противника и оказавшись в Москве в ловушке, завоеватель постарался заключить мир. Его предложения, действительно, очень похожи на уверения волка о его желании заключить мир и служить верой и правдой, охраняя стада. И в басне и в реальности всем совершенно очевидно, что подобные предложения насквозь лживы и вызваны отчаянным положением, в котором оказался хищник.

В ответе Ловчего звучит и намек на детали внешнего облика полководцев. Один из них серый, другой – седой. Известно, что Наполеон постоянно носил мундир именно серого цвета, тогда как Кутузов, будучи пожилым человеком, имел седые волосы.

Мораль басни в том, что ни в ситуации войны 1812 года, ни в любой другой, ни в коем случае не следует верить раскаянию и миролюбию врага, оказавшегося в тяжелом положении. Ловчий в басне, олицетворяющий российское командование и лично Кутузова, говорит прямо, что мира быть не может между теми, кто не только имеет разные интересы, но и совершенно противоположную сущность.

Конец басни показывает уверенность автора, что с хищниками (и в прямом, и в переносном смысле) мир заключать нельзя, прекратить борьбу можно только после того, как тот, кто пришел со злыми намерениями уже будет не опасен, потеряв любую возможность приносить вред.

Художественные особенности басни Крылова «Волк на псарне»

Басня написана в 1812 году, во время пребывания армии Наполеона в России. Французский император, поняв, что завоевать Россию не будет так легко, как ему казалось, пытался наладить мир. Наполеон писал с предложением перемирия русскому царю, а затем, не получив ответа, Кутузову. Но ни один ничего не отвечал Наполеону. Именно об этом и рассказывает иносказательно басня Крылова.

Эта басня, не успев выйти в свет, очень полюбилась всем участвующим в Великой Отечественной войне 1812 года.

Художественные особенности текста

Разговорный язык, просторечия:

Простонародное слово «ахти»:

Фольклоризмы

(выражения из устного народного творчества):

Слова волка о перемирии противопоставляются его образу хищника.

Так автор изобличает фальшивость натуры захватчика.

Игра слов, основанная на аллитерации:

То есть волк претерпевает изумление и ужас по нарастающей: овчарня- псарня- ад.

Ирония над клятвой и уверениями волка

: он клянется «волчьей клятвой», то есть клятвой хищника, который себе на уме.

Нагромождени

е глаголов передает стремительный характер развернувшейся обороны, защиты овец, которая символизируют быструю мобилизацию русской армии в борьбе с захватчиком:

В этом же отрывке повторяются

(специальнонагромождаются ) наречия идентичные по смыслу: «вдруг», «в минуту», «вмиг», что усиливает эффект быстроты реакции псов на приход волка.

Конечно же, в наше время басня не потеряла своей актуальности, потому что хитроумные волки, которые, встречая достойный отпор, превращаются в волков в овечьей шкуре (враги, выдающие себя за друзей) встречаются во все времена.

Источник

Анализ 2

Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.

Непосредственным поводом для написания басни о лицемерии и мнимой покорности послужил известный эпизод войны. Наполеон, заняв Москву, оставленную русскими после Бородинского сражения, увидел, что заключать мир с ним никто не собирается. Перед французским императором лежали огромные пространства России, населенными миллионами людей, готовыми сражаться за независимость своей страны. Он очутился в положении волка из басни.

Название «Волк на псарне» подчеркивает незавидное положение, в котором оказался завоеватель в древней русской столице. Он рассчитывал разбить по частям численно уступающие ему армии, что дела в Европе. Они должны были выступить пусть и не совсем в виде беззащитных жертв, но в роли противника, заранее обреченного на поражение. Крылов, несомненно, под влияние патриотического воодушевления, выбрал столь яркие образы, говоря о намерениях Наполеона.

Встретив достойного противника и оказавшись в Москве в ловушке, завоеватель постарался заключить мир. Его предложения, действительно, очень похожи на уверения волка о его желании заключить мир и служить верой и правдой, охраняя стада. И в басне и в реальности всем совершенно очевидно, что подобные предложения насквозь лживы и вызваны отчаянным положением, в котором оказался хищник.

В ответе Ловчего звучит и намек на детали внешнего облика полководцев. Один из них серый, другой – седой. Известно, что Наполеон постоянно носил мундир именно серого цвета, тогда как Кутузов, будучи пожилым человеком, имел седые волосы.

Мораль басни в том, что ни в ситуации войны 1812 года, ни в любой другой, ни в коем случае не следует верить раскаянию и миролюбию врага, оказавшегося в тяжелом положении. Ловчий в басне, олицетворяющий российское командование и лично Кутузова, говорит прямо, что мира быть не может между теми, кто не только имеет разные интересы, но и совершенно противоположную сущность.

Конец басни показывает уверенность автора, что с хищниками (и в прямом, и в переносном смысле) мир заключать нельзя, прекратить борьбу можно только после того, как тот, кто пришел со злыми намерениями уже будет не опасен, потеряв любую возможность приносить вред.

Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту

В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.

В этой басне Крылов хотел показать, как смешно и по-дурацки выглядят те, кто не может договориться между собой перед началом общего дела. Именно поэтому, из-за неумения находить компромиссы, многие люди ругаются и перестают общаться. И даже если каждый из товарищей по-своему прав – в итоге результата у них все равно нет. Не зря же цитата из басни «А воз и ныне там» стала крылатой.

Смысл басни в том, что всем людям нужно уметь договариваться и общаться между собой. Это подтверждает и первое предложение – «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».

Слушать Басню Волк на псарне (текст читает Игорь козлов)

Как басня, зародился 4000 лет назад. Остроумное иносказательное повествование непременно содержит главную мысль — мораль. В русскую литературу этот жанр привнес и оживил Иван Андреевич Крылов. Если первые баснописцы — древнегреческий автор Эзоп, германский писатель и драматург XIX века Лессинг — предпочитали прозаическую форму, то у Крылова все басни написаны исключительно в стихотворной. «Волк на псарне» — басня высокого патриотического содержания, написанная в годы Великой года, в пору нашествия наполеоновских войск и их бесславного бегства с поля битвы.

Характерно, что в школе изучение этого произведения не всегда сопровождается ссылкой на параллель с историческим сюжетом, в котором есть два главных персонажа: Ловчий — полководец Михаил Иванович Кутузов, Волк — Наполеон. Между тем именно в таком контексте стоит воспринимать «мораль сей басни». Анализ басни «Волк на псарне» часто делается поверхностно, произведение преподносится как сказка о незадачливом волке, который, «думая попасть в овчарню, попал на псарню». Поднялся невообразимый шум, псы рвутся в бой, а Волк в страхе сидит, «прижавшись в угол задом», начинает говорить льстивые речи о добрососедстве. Но Ловчего не проведешь: он натуру волков хорошо знает, а на мировую пойдет, «лишь снявши шкуру с них долой».

Использованные И. А. Крыловым, ярко воспроизводят атмосферу военных баталий, душевное состояние попавшего в западню Волка, а также злость обитателей псарни, куда заявился непрошеный гость. Можно ли более живо описать противостояние защитников Родины и агрессора, который при первой же опасности пошел на попятную и даже попытался помириться — чем не волк на псарне? Басня — это миниатюрное произведение, по значимости способное сравниться с остросюжетным романом или с исторической повестью.

О чем на самом деле «Волк на псарне»? Басня описывает реальный исторический факт времен Отечественной Поняв, что русских ему не одолеть, император решил пойти на мировую с Кутузовым. Однако эти переговоры не состоялись, да и любые попытки заключить мир были бы обречены на провал. Войска неприятеля были разбиты наголову и позорно бежали, замерзая в снегах России и теряя тысячи и тысячи людей. Об этом красочно и метафорично написано в сатирической картинке «Волк на псарне». Басня была написана именно в памятном 1812 году.

Баснописец передал свое творение в армию Кутузову. История рассказывает, что Михаил Иванович, объезжая свои полки, непременно зачитывал солдатам наизусть «Волк на псарне». Басня содержит такие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед». При этих словах Кутузов всякий раз снимал треуголку и показывал свою седую голову. Восторгу и воодушевлению солдат не было предела.

Значение этой басни настолько прозрачно и очевидно, что автор даже не сопроводил ее своим традиционным пояснением — «Мораль сей басни такова». Того, кто защищает свой дом и свою землю, победить или провести какими-то уловками невозможно — вот и вся мораль басни «Волк на псарне». Она вне времени. Потому остается актуальной и по сей день.

В 1812 году, когда началась Отечественная война с Францией, Иван Крылов написал одно из самых известных произведений «Волк на псарне». Хитрый волк является главным персонажем басни. Ночью он проник в псарню, но когда сторожа псарни обнаружили его, волк предложил сторожам мирно договориться. Однако, сторожа псарни оказались не такими наивными, как думал Волк. Не слушая уговоры лживого волка, сторожа спустили на него своих собак.

В народном творчестве волки всегда считались образцом хитрости и обмана. Автор намеренно выбрал этого зверя главным героем, чтобы показать всю лживость и хитрость противника.

Рассказ учит читателя не доверять тем, кто не держит своего слова и постоянно хитрит. Басня призывает думать, перед тем как простить лжеца, что бы потом не пострадать от своей доверчивости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: