Анализ и мораль басни крылова «свинья под дубом»

Краткое содержание произведения

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, которая наиболее точно передает вехи того времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем начать анализировать ее смысл, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» — басня, в которой задействованы три героя. Центральным среди них является, как вы уже наверняка догадались, свинья. Второстепенные герои – это дуб и ворон, сидящий на его ветке. Повествование начинается с рассказа о том, как


свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают валиться, она начинает делать подкоп корней, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но та абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту до тех пор, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как начинает говорить виновнице переполоха о ее невежественности. Но она так и не внемлет словам более образованных участников сюжета.

Краткое содержание

Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами.

В басне два главных героя::

  • Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный,
  • Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.

Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»

Анализ басни

Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена.

Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.

Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.

Особенности басни:

  1. Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
  2. Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
  3. Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
  4. Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
  5. Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.

Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее.

Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.

Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.

Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи. При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».

Основная мысль басни

В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи.

Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?

Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.

Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:

  1. Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря,
  2. Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.

Краткое содержание

В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.

На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.

Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.

План к басне «Свинья под Дубом»: пункты

Басня «Свинья под Дубом»

План обычно нужно для написания сочинения. Также он может понадобиться для рассказа по содержанию произведения. Вот план к басне «Свинья под Дубом» — пункты:

  1. Свинья наедается желудей и засыпает.
  2. Она просыпается и начинает подрывать корни дуба.
  3. Свинья говорит, что не видит проку в дереве, ведь толстеет от желудей.
  4. Появляется Ворон, который пытается образумить Свинью, но у него не получается.
  5. Сам Дуб указывает Свинье на ее ошибку.
  6. Мораль.

Теперь, при помощи этого плана, вы сможете пересказать произведение и вам будет даже легче его запомнить и выучить наизусть.

Читать басню «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: «Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Тут Соловей являть свое искусство стал. — Описание пенья соловья и произведенное им впечатление вызвали единодушное одобрение современников и последующих критиков.

Аврора — богиня утренней зари (римск. миф.); утренняя заря.

Анализ произведения «Свинья под дубом вековым» Ивана Крылова

История произведения:

Иван Андреевич Крылов написал произведение (сказку) Свинья под дубом в 1823 году. Автору было 54 года, на тот момент он уже несколько лет работает в Публичной библиотеке. Произведения автора Крылова уже известны не только в России, но и в Европе, его басни переводят на европейские языки. Он известен как лучший баснописец.

Басня «Свинья под дубом» впервые напечатана на страницах «Северной пчелы».

Литературный анализ басни про свинью

Каков образ главного героя Свиньи? Свинья – отрицательный герой произведения, характеризуется отрицательными чертами.

Следующие слова доказывают это:

  • «Свинья наелась жолудей»
  • «До-сыта, до-отвала»,
  • Далее Свинья«выспалась под ним»
  • «Глаза продравши»: здесь мы видим просторечие, как и «рыло».
  • Главная героиня начинает рыть корни дерева, под которым только что спала.

Второй главный герой басни – Ворон.

Ворон: оно засохнуть может.

Свинья: «Хоть век его не будь»: гипербола.

Мы видим невежество Свиньи, которая даже не прослеживает связи между Дубом деревом, его же плодами, она всегда только и роется в земле.

«Я от них жирею»: эгоцентризм.

Третий герой произведения: сам Дуб, выразивший свое отношение к Свинье эпитетом «неблагодарная!»

Глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов.

«Эти жолуди на мне растут».

Но, наша героиня Свинья может слышать только себя.

Чем заканчивается эта история не вполне понятно. Поняла ли Свинья урок или нет, можно догадаться.

Мораль и основная суть

Мораль сей басни отражает конфликт в область широкой метафоры, переносит нас в наше человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». Но ведь и невежды пользуются плодами «ученых трудов» каждый день.

Крылов пишет, что невежественные люди находятся «в ослепленье», он их как бы жалеет. Существует опасность размножения Свиней. Ведь если из будет много, страдать будут все — Дуб, но и Ворон итд. Противостоять Свиньям сложно. Басня высмеивает Свинью. Это и есть главная мысль рассказа, ну а нам с вами нужно сделать вывод и следить, чтобы не стать Свиньей в своей жизни.

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.

В роли главного героя в данном произведении выступает свинья, которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.

Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.» Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме. «Невежда так и в ослепленье Бранит науку и ученье.»

Описание персонажей

В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:

  1. Дуб является отпрыском Матушки-Земли. Это кормилец, который бескорыстно отдает свои блага. Есть только одно, что ему требуется для нормального существования, — уважение к себе.
  2. Свинья собой представляет слепого глупца той эпохи. Она находится в беспросветном царстве глупости, не хочет самосовершенствоваться и понимать суть, не слушает голос своего здравого смысла. Невежа живет по потребительским законам, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о дальнейшей жизни других людей.
  3. Ворон является голосом здравого смысла глупца. Хорошо, что он все же появляется (это означает, что не все потеряно). Но плохо, что Свинья не слышит его призыва подумать и остановиться. Это означает, что глупец пытается действовать наперекор логике и голосу разума.

Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.

На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.

Русская сказка

Басня Ивана Андреевича Крылова «Свинья под Дубом»

Иван Андреевич Крылов нередко заимствовал сюжеты для своих басен у более ранних авторов подобного жанра. Например, можно заметить явные сходства сюжетов крыловских басен с текстами Лафонтена или Эзопа. А вот басня «Свинья под дубом» — оригинальное произведение, которое знаменитый русский баснописец создал в 1823 году. Впервые опубликованная в журнале «Северная пчела», басня прочно вошла в русскую литературу, в школьную программу, при этом к изучению она предлагается детям уже в 5 классе.

О чём басня

Писатель знакомит нас с глуповатой ленивой свиньёй. Найдя дуб, с опавшими желудями, Свинья наелась от пуза, и мирно заснула под деревом. Вволю выспавшись, наша героиня решила заняться одним из любимых дел – подрыть корни у дуба. Это заметил Ворон, который сидел на том же дереве и сделал свинье замечание – рытьё корней приведёт к гибели дерева. Это ни сколько не опечалило упрямую Свинью, которая ответила, что это её совсем не интересует. Дерево она считает бесполезным.

Далее Крылов прибегает к довольно редкому для себя приёму – очеловечивает растение, Дуб. В большинстве басен автора говорить и вести себя как люди могут только животные. Однако здесь Дуб выступает важным героем, олицетворяя мудрость и спокойствие. Дуб пеняет Свинье, мол, подними голову, неблагодарная, и тогда ты заметишь, что желуди, которыми ты так любишь лакомиться, как раз на ветках дуба и растут.

Поучительный подтекст басни, или мораль

Мораль басни автор выносит в последний столбик своей поучительной сказки для детей. Смысл очевиден – невежественных людей Иван Крылов уподобляет свиньям. Недальновидное общество, следуя исключительно своим интересам, не понимает, что происходит в окружающем мире. Употребляя плоды, такие люди не задумываются о природе их происхождения.

Крылов вспоминает науку, делая замечания невеждам, которые ругают научный прогресс и просвещение, а при этом не видят, что пользуются плодами этого самого просвещения и развития. Спустя более ста лет, ситуация не особо поменялась – всё новое достаточно тяжело пробивает себе путь наверх. Даже добившись признания, научное достижение должно отвечать прикладным интересам и быть понятным широким массам.

Глупость и незнание может нанести вред любому хорошему делу – вот основная мысль басни.

Роль басни в литературе и воспитании

Сегодня мы часто воспринимаем жанр басни, как некий лёгкий шуточный жанр, между тем это был чуть ли не единственный способ высказать открыто свою точку зрения, не вызвав порицания. «Эзопов язык» через олицетворение, одушевление, иносказание позволял озвучить очень разные проблемы: от отрицательных черт характера до пороков общества, дать оценку историческим событиям и сильным мира сего.

В басне «Свинья под дубом» автор очень красноречиво показывает борьбу порока и добродетели, высмеивает общество потребителей, которым важно «нажраться желудей» и «выспаться». При этом они в силу своей глупости даже не в состоянии уважительно относиться к своему «кормильцу»

Пусть после меня останется пустое место, я доволен, сыт, а дальше – хоть трава не расти, как говорится.

Басня носит важное воспитательное значение, как в широком понимании морали (неблагодарность человека в отдельных ситуациях), так и в узком (невежественное отношение к науке и прогрессу). Незатейливый сюжет, простой язык, понятные герои с яркими характеристиками, небольшая форма произведения – всё это делает басни доступной для понимания в любом возрасте

А несовершенство общества, неискоренимые пороки делают эту сказку, к сожаленью, актуальной для любого поколения.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Свинья под Дубом» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Описание персонажей

В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:

  1. Дуб является отпрыском Матушки-Земли. Это кормилец, который бескорыстно отдает свои блага. Есть только одно, что ему требуется для нормального существования, — уважение к себе.
  2. Свинья собой представляет слепого глупца той эпохи. Она находится в беспросветном царстве глупости, не хочет самосовершенствоваться и понимать суть, не слушает голос своего здравого смысла. Невежа живет по потребительским законам, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о дальнейшей жизни других людей.
  3. Ворон является голосом здравого смысла глупца. Хорошо, что он все же появляется (это означает, что не все потеряно). Но плохо, что Свинья не слышит его призыва подумать и остановиться. Это означает, что глупец пытается действовать наперекор логике и голосу разума.

Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.

На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.

Анализ басни «Свинья под дубом»

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Источник

Тема высмеивания

Басня высмеивает невежество человека. В произведении рассматривается слепая глупость без каких-то возможных проблесков.

Глупец слеп. Это относится и к обезьяне, которую Медведь из басни «Зеркало и Обезьяна» хотел научить смотреть на собственные недостатки, прежде чем унижать остальных, и к Свинье, пытавшейся разрушить Дуб, дающий ей плоды. В этом случае рассматривается только одно качество, но в различных его проявлениях.

Во времена писателя людей, отрицавших науку и знания, было немало. Но это еще не самая большая беда. Важней то, чтобы человек не сделал поспешных действий и выводов — таких, что отрицательно скажутся на обществе. Если что-то осуждать, нужно в первую очередь подумать, компетентен ли критик в этой проблеме, на самом ли деле то, что он пытается осудить, является бесполезным.

Чаще всего это не так. Не каждый может думать шире и смотреть на вещи под различными углами. Негативное отношение к познаниям появляется не из-за того, что от науки нет толка, а из-за обычной лени.

Естественно, невежды это не могут признать, а утверждают, что только ученье виновато в их несчастьях. Конечно, вина не в знаниях, а в их отсутствии. Помимо того, если человеку не требуются какие-то блага, не нужно считать, что они не нужны другим людям. Разрушая что-то из-за собственной неприязни, необходимо подумать: «Может быть, не трогать это и оставить в покое? Для меня это бесполезно. Но что, если это смогут использовать остальные люди?».

Личность баснописца

Чтобы лучше понять творческий замысел автора, следует узнать побольше о нём самом. Крылов прославился не только как баснописец, но и как автор произведений, написанных в других жанрах. Среди его работ были такие:

  • поэтические;
  • публицистические;
  • сатирические.

Однако больше всего Ивана Андреевича привлекало написание басен, которых в его творческой биографии насчитывается более 230. При жизни писателя вышло 9 сборников. Крылов нередко обращался к творчеству других авторов, у которых заимствовал идеи для своих произведений.

Баснописцы и философы, которые вдохновляли его на создание басен:

  • Лафонтен.
  • Эзоп.
  • Федр.
  • Бабрий.

«Свинья под дубом» не стала исключением. Похожая тема присутствует в произведении Эзопа «Пешеходы и Явор». Примерно такая же мораль в «Дубе и свинье» Лессинга, басни которого перевёл на русский Папышев. Литературоведы считают, что похожие вопросы поднимаются также в текстах Базилевича.

Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом

  1. Рисуем дуб. Сначала ствол из двух полос и пушистую верхушку.
  2. Прорисовываем листья, ветки на дубе.
  3. Добавляем детали к дереву, прорисовывая листву и кору дерева.
  4. Переходим к свинье. Рисуем пятачок, от него продольные линии мордочки. Дорисуйте глаз и ухо, согласно схеме.
  5. Добавьте линию туловища, дорисуйте ноги. Пририсуйте свинке хвостик.

В басне отлично подобраны герои: мудрый Ворон, Свинья, не видящая дальше носа ничего и старый Дуб

Читайте детям поучительные басни, обращая внимание на глубокую мораль

Идея басни

Аллегорическая сказка учит тому, что не нужно считать бесполезными плоды любых знаний или науки только из-за того, что человек этого просто не понимает. Такое же иносказание прослеживается в басне Крылова «Мартышка и очки», где высмеивается обезьяна. Все начинается с того, что она ругает очки и ломает их, так как не увидела в них пользы. Но в действительности мартышка просто не умеет их правильно использовать. Рассуждения о том, чему учит басня «Свинья под Дубом», мораль этого произведения:

  1. Раз съев желуди, свинья не видит смысла в дальнейшем использовании Дуба, то есть считает, что дерево одноразовое, и уничтожает его. Она не осознает, что дуб ежегодно может давать множество плодов, которые прокормят не только ее, но и других животных, живущих поблизости.
  2. Так происходит и в реальности — один невежественный человек своим действием может сломать жизнь и отнять ресурсы у многих людей, так как заботится только о собственном благополучии и не осознает, что все в мире приносит намного больше пользы, чем может показаться. Необходимо только приглядеться и подумать.

Сюжетная линия

Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.

Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.

Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.

Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.

Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.

Шутливая форма описания содержит в себе мораль. Говоря своими словами, басня «Свинья под дубом» — это олицетворение невоспитанности и примитивного мышления. А также в произведении высмеиваются и другие общественные пороки, например:

  • Эгоизм.
  • Невежество.
  • Скудоумие.
  • Жадность.

Образ животного, который помогает раскрыть мораль басни «Свинья и дуб», представлен автором как наглый, упрямый и некультурный персонаж, думающий только о своем брюхе.

Суть басни

Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:

  1. Эпитет — «дубом вековым».
  2. Просторечие — «глаза продравши».
  3. Возвышенная лексика — «корни обнажишь».
  4. Обращение — «могла поднять ты рыло».

Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.

Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.

Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.

Ворона и Лисица

У Крылова много забавных и поучительных басен. Мне нравится «Ворона и Лисица». Ее герои похожи на людей. Автор пишет с большой буквы эти слова, потому что подразумевает нас, наделяет своих героев человеческими качествами.

Лисица хитрая, льстит Вороне, говорит комплименты. Все потому, что хочет выманить у глупой птицы сыр, которым та собралась позавтракать. Она расхваливает носок, перышки, шейку, голосок. Просит спеть. Хотя Лисица и обманывает, она мне нравится своей сообразительностью, находчивостью. Умеет говорить так, что ей верят. Немногие герои басен могут похвастаться этим умением

Осторожно подходит к объекту, на цыпочках

Ворона простодушная, глупая, доверчивая. Слушает лживые речи, не понимая того, что ей говорят неправду. Ангельского голоска у нее было, красотой особенной не отличалась. Однако красивые слова понравились. Ворона, оказывается, сестрица, голубушка, свет. Поддавшись на уговоры, льстивые слова, она пытается петь. Спеть не получилось, только каркнула во весь голос. Сыр потеряла, обманутой оказалась. Поэтому особой симпатии у меня эта героиня не вызывает.

Басня – сплошные восклицания. Лиса говорит восклицаниями. Восхищаться надо правдиво, чтобы поверили, действует целенаправленно. У Вороны нет дыхания, слов: сыр сказать мешает. Но только рот открыла, плутовка утащила завтрак.

Мораль басни я понимаю так. Люди должны отличать правду от лжи, иначе их просто обманут. Пользоваться такой уловкой тоже не следует. Это произведение учит быть честными, сообразительными, правильно оценивать себя.

Особенности жанра

Басню можно охарактеризовать как дидактическое стихотворение. Для этого жанра характерны воспитательная цель и особая композиция. Сюжет обязательно содержит мораль, причём обычно она облекается в нравоучительное заключение и выносится в последние строки.

Как правило, в басне рассматривается ситуация, типичная для мира людей, однако в качестве персонажей выступают звери, птицы или вещи, обладающие человеческими чертами. Главными героями и таких произведений бывают и растения. Жанр привлекает многих авторов тем, что он позволяет обличить человеческие пороки с помощью аллегорий, синонимов и иносказаний, не выходя за рамки цензуры. Основные признаки направления:

  • присутствие поучительного, нравственного, воспитательного смысла;
  • метафоричность;
  • аллегорические описания;
  • иносказательный язык.

Жанр считается древним, так как первые произведения появились в древнегреческой и древнеримской культуре. Наиболее прославился баснописец Эзоп, который жил и творил в древней Элладе. Представитель римской культуры — Федр. В более позднем периоде в странах Востока и Запада жанр получил развитие. Особенно любят басни в Индии, России и Франции.

Среди русскоязычных авторов, помимо Крылова, прославились следующие:

  • Полоцкий.
  • Дмитриев.
  • Сумароков.
  • Тредиаковский.
  • Измайлов.
  • Кантемир.
  • Хемницер.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: