Ролевая игра «Больница (поликлиника)»
К сожалению, поликлиника или больница – место, где с детками дошкольного возраста мы бываем частенько. Возможные сюжеты: поранил Мишка лапу, болит ушко у Зайчика, вызываем врача домой, Лисенку нужно сделать прививку, у мамы болит горло.
Задачи игры: формирование интереса к профессии врача, вырабатывание навыков доброжелательного общение, развитие творческих способностей и актерского мастерства, развитие речи и еще выбираем несколько пунктов из моего списка.
Словарь: прививка, фонендоскоп, витамины и т.д. Понятно, что для каждой возрастной группы слова соответственно возраста.
Инструментарий: все, что относится к больнице. Я как-то рассказывала, как из компакт-диска сделать зеркало лор-врача, а из деревянной палочки от мороженого – градусник. Но не забываем о предметах-заместителях!
Я к родителям обращаюсь: не думайте, что использование палочки вместо игрушечного градусника – это удел бедных детей, которым родители не могут купить игрушки. Использование предметов-заместителей является важным этапом в формировании воображения, фантазии, смекалки. Не бегите сразу в магазин, если видите, как малыш трогательно приспособил крышечки от пластиковых бутылок под чашечки и тарелки для кукол. Пусть воображает, что это посуда!
Роли: родители, ребенок, врач, медсестра, водитель скорой помощи.
Предварительная работа: как обычно, стихи, рассказы, посещение медкабинета в садике, изготовление атрибутов к игре.
Игровые действия: все, как в жизни. Вызываем по телефону врача, медсестра накладывает бинт, ставит укол, делает прививку. Врач слушает жалобы, выписывает рецепт.
Сюжетно-ролевые игры — Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте методом проектов
Публикация «Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте методом…»
Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте методом проектов В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка (2.07 ФГОС ДО, как важное средство его… Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Консультация для родителей старших дошкольников «Ролевые игры»
Ребенок может заученно отвечать на ваши вопросы: «Нет, я не боюсь учителя», «Да, я хочу учиться», «Да, мне будет весело с новыми ребятами», но при этом в глубине души быть не готовым к новому этапу своей жизни. Можно провести социально-ролевую игру, чтобы понять причины его…
Сценарий режиссерской игры «Народные праздники» с использованием макета русской избы
Цель: Продолжать формировать у детей навык устраивать режиссерские игры по предварительному замыслу. Задачи: 1 ) Образовательные задачи: Продолжать развивать умение самостоятельно выбирать необходимое игровое оборудование; формировать навык детей элементарного планирования…
Сюжетно-ролевая игра для детей младшей группы «Едем к врачу»
Сюжетно-ролевая игра для детей младшей группы «Едем к врачу» Цель. Содействие возникновению игр на темы из окружающей жизни. Задачи. Способствовать возникновению ролевого диалога. Развивать у детей умение принимать на себя игровую роль (врач-больной. Расширять словарный запас…
Сюжетно-ролевые игры — Сюжетно-ролевая игра «Банкомат»
Статья «Сюжетно-ролевая игра…»
Все мы родом из детства. Все наши навыки и умения тоже из детства. Чем большему ребёнок научится в детстве, тем более успешным он будет во взрослой жизни. Еще совсем недавно, когда я была маленькой, в игре «Магазин» мы использовались «наличными деньгами» (фантики, бумажки,…
Игровой краткосрочный проект сюжетно-ролевой игры «Банк»
Актуальность проекта Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности де-тей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного пер-сонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его…
Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе «Семья»
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА: «СЕМЬЯ» Роли. Мама, папа, ребенок ( Дочка, сынок, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестры, друзья, соседи. Основные игровые действия и поведение. Кормить куклу – купать – укладывать спать; укладывать куклу спать – петь колыбельную – качать рассказывать…
Сюжетно ролевая игра «Путешествие в космос»
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 373 « Скворушка» города Новосибирска Сюжетно ролевая игра « Путешествие в космос» Воспитатель высшей категории Трудолюбова Оксана Викторовна 2022 год. Цель: продолжать знакомить детей с профессиональной…
Страницы:
…
Вся наша жизнь-игра! Правдивое высказывание, потому что игра сопровождает нас с детства и до почтенного возраста. Мы играем сами, с детьми и внуками. Именно в игре малыш с рождения всесторонне развивается, учится говорить первые слова, глядя на улыбающихся и ждущих чуда родителей, учится высказывать жестами, мимикой, голосом свои пожелания, усваивает гигиенические навыки и мн.др. Попав в детский садик, малыш продолжает воспитываться и обучаться посредством игры. Для того чтобы помочь ребенку легче социализироваться, педагоги ДОУ посредством игры формируют в воспитанниках умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Игры могут быть импровизированные и заранее спланированные. Задача воспитателя помочь детям выбрать из множества игр одну, распределить роли, играть по правилам, использовать различные способы взаимодействия в коллективе.
Такие игры как «Семья» и «Больница» учат малышей, заботься о своих близких, заниматься своими обязанностями и доводить начатое до конца. «Спасатели», «Моряки», «Военные» помогают формировать патриотизм и отвагу. «Магазин», «Строители» — формируют представление о профессиях, учат планированию и последовательности.
Многие специалисты не без оснований говорят о детских сюжетно-ролевых играх как о своеобразной репетиции вхождения детей во взрослую самостоятельную жизнь. Подражая взрослым в этих играх и наблюдая за тем, как это делают сверстники (пользуясь «другим», своим собственным опытом, перенятым у «других» взрослых), дети уточняют свои сведения о мире и моделируют своё поведение в обществе. Вот почему сюжетно-ролевые игры так важны для социально-коммуникативного развития и социализации дошкольников.
Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ
С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх проводится анализ игры. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении игры педагог намечает коррективы в методике развития игровой деятельности. Те методы и приёмы, которые привели к желаемым результатам, воспитатель берёт на заметку.
Протокол отчёта по сюжетно-ролевой игре включает описание следующих моментов:
- Сбор на игру: настроение детей, длительность сборов.
- Мотивирующее начало: при помощи каких материалов и форм работы вызван интерес к игре.
- Организация: самостоятельность и инициативность детей в распределении ролей, планировании сюжета, выбор атрибутов.
- Окончание игры: логичность завершения, настроение детей.
- Плюсы и минусы игры.
- План улучшения игры.
Воспитателю рекомендуется проводить мониторинг игровых способностей подопечных трижды в год (в сентябре, декабре–январе, мае). Протокол наблюдения составляется на каждого воспитанника и подшивается к личному портфолио.
Протокол мониторинга игровых способностей:
- Ф. И. О. ребёнка, возраст.
- Тема игры, дата участия в игре, длительность игры.
- Участие в обсуждении сюжета и персонажей.
- Инициативность в выборе роли.
- Степень понимания правил.
- Особенности игровых действий и их соответствие роли.
- Использование игровых атрибутов:
- инициативность выбора;
- соответствие роли и сюжету.
В ходе наблюдения воспитатель оценивает активность каждого участника игры
Уровень развития игровых способностей и отношение ребёнка к сюжетно-ролевым играм в целом можно выявить в личной беседе с воспитанником. В процессе диагностики игровой деятельности дошкольника воспитатель задаёт следующие вопросы:
- Любишь ли ты играть?
- У тебя есть любимые игры? Назови их.
- Ты начинаешь игры сам?
- Ты придумываешь новые игры?
- Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
- Нравится ли тебе играть с другими детьми? Почему?
- Кем ты чаще бываешь в играх?
- Кем бы ты хотел быть?
- В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удаётся? Почему?
- Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
Таблица: пример анализа сюжетно-ролевой игры в старшей группе (фрагмент)
Автор | Юшкина Н., воспитатель Д/с «Сказка» ГБОУ Гимназии №1, г. Похвистнево, Самарская обл. |
Название игры | «Детский сад» |
Начало игры | Во время умывания дети вспоминали, люди каких профессий работают в детском саду, планировали, где в группе можно разместить кухню, прачечную, столовую, спальню и детскую площадку. После полдника разложили атрибуты к игре: постельное бельё, посуду, прищепки, верёвки, утюги, сдвинули столы, чтобы в группе было больше места. Дети самостоятельно выбрали себе роли, объединились по службам (кухня, прачечная, спальня, столовая, игровая площадка) и стали последовательно выполнять действия. Каждая служба готовила своё рабочее место. Воспитатели строили кроватки для детей, застилали постельным бельём. Повара обустраивали кухню строили столы для посуды и резки продуктов, плиты для варки обеда. Прачки строили стиральную машину, гладильные столы, привязывали верёвки для сушки белья. Няни строили столы, стулья, умывальники для столовой. |
Результат игры | Игра соответствует возрасту детей. Во время игры ребята вживались в роли взрослых, умело обыгрывали взятые на себя роли, были доброжелательны, помогали друг другу, делились игрушками, использовали предметы-заместители, легко находя их в группе.У детей пополнился словарный запас, общаясь, дошкольники использовали диалогическую и монологическую речь, были эмоциональны. |
Рефлексия | После того как дети убрали все атрибуты, они продолжали обсуждение игры. Повара рассказывали, какой вкусный суп они приготовили, строители — какую красивую машину построили на детской площадке. Ребята с удовольствием делились впечатлениями об игре со своими родителями в раздевалке. Рассказывали, кем они были в детском саду и какую работу выполняли. |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/analiz-syuzhetno-rolevoi-igry-detskii-sad-v-starshei-grupe.html |
Значение сюжетно-ролевой игры в становлении личности ребёнка нельзя переоценить. Придумывая со сверстниками вымышленные ситуации или имитируя бытовые сценки, дети общаются, развивают умение прогнозировать, учатся уважать мнение партнёров. Посредством игровой деятельности у старших дошкольников формируется правильное поведение в обществе и приобретаются нравственные установки в жизни.
Сюжетно-ролевая игра младшая группа
Детский сад. Воспитатель по саду проводит для детей экскурсию
Внимание детей обращает на количество групп, взрослые заботятся о детях и каждый имеет свою задачу: повар еду готовит, воспитатель дает знания, няня убирает. Распределяет детям роли музыкального работника, воспитателя, повара
Повара из игрушечных овощей и кастрюли готовят суп, няня убирает, а воспитатели принимают детей (кукол) в сад.
Семья. Начинается с наблюдения поведения воспитателя и няни, как они за детьми ухаживают. Воспитатель обращает внимание на мам с детьми: как они ведут себя, гуляют, играют, дают перекусы. Воспитатель приносит большую куклу, предлагает детям за ней поухаживать. Ее переодевают, кормят, катают в коляске, помогают кататься на качелях. Детей просят для эффективности распределить роли: пока мальчики посуду моют, девочки умывают куклу и укладывают спать. Если есть ребята, не включившиеся в игру, достаточно спросить: «Кто хочет быть мамой Оли? А воспитателем?»
Поездка. Воспитатель сообщает, что у нее есть круглые предметы-рули. Интересуется, кто хочет побыть водителем. Спрашивает ребенка, куда он приедет и что привезет: «Вадим – водитель грузовика, привезет хлеб в магазин», «Ваня – водитель автобуса, он везет детей в сад». Если ребенок растерялся – нужно подсказать «Игорь, привези мне кирпичи для строительства дома». Предлагает всем вместе поехать в цирк. Для этого из кубиков строится имитация автобуса, впереди водитель, остальные – пассажиры.
Лиса. Воспитатель детям сообщает, что она – лиса. Просит обратить внимание, какие у нее ушки и пушистый хвост. Посвящает детей в свою жизнь, рассказав, что ест, где живет, чем занимается (ловит добычу, играет с лисятами). Говорит, что ее детки выросли, а играть не с кем. Предлагает ребятам стать ее лисятами. Просит детей показать ушки, хвостик. угощает хлебушком лисички (булка). Лиса с лисятами осматривают двор в поисках норки, куда лисята станут складывать свои запасы (камешки, цветы).
Ветер и листья. Воспитатель ребятам показывает, как листочек плавает в луже или летит по ветру, просит поискать, что прячется под листочком. Ребята собирают листья, воспитатель их помещает в сквозной проем, где те трепещут на ветру. Педагог обращает внимание, что листики умеют кружиться, летать. Потом спрашивает у детей, кто дует на листики «Ты, Миша? Может Таня? Нет, это ветер дует на листочки и так с ними играет. Давайте поиграем. Я – ветер веселый, буду дуть, а вы – летать, кружиться и оседать на землю».
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Каких только игрушек сейчас нет! Кажется, все бытовые приборы и техническое оборудование представлены в виде имитаций в магазине игрушек. Это замечательно, ведь детей привлекают функциональные игрушки: с кнопками, лампочками, звуковыми сигналами. Однако взрослым следует помнить, что детство — уникальное время, когда автомобилем может стать диванная подушка, печенье для кукольного чаепития заменяют лепёшки из пластилина или вырезанные картонки…
Развивающая функция сюжетно-ролевой игры — благоприятные условия для проявления фантазии ребёнка. Сейчас он представляет себя кем угодно и сделать может всё. Детям для увлекательной игры не требуется дорогостоящее оборудование. Обращаться с техникой они научатся в реальной жизни (они уже умеют многое), а воображения необходимо развивать в игровых сюжетах.
В играх дети подражают действиям взрослых, поэтому им нравятся игрушки-копии. Эти атрибуты функциональны: микроволновая печь издаёт сигнал готовности блюда, телефон звонит, на кассе при помощи калькулятора легко посчитать стоимость покупок. Готовых наборов для игр не должно быть много. С их помощью вводят новые сюжеты, создают мотивацию к игре.
Для игры в кафе понадобится игрушечная посуда и фартуки официантов
Старшие дошкольники знают, что хороша та игра, в которой продуман сюжет и интересны персонажи. Дети самостоятельно сочиняют ситуации и подбирают предметы для игры. Использование самодельных материалов обогащает игровой опыт. Ребёнок понимает: если рыцарю нужен меч — его всегда можно сделать.
Часто во время игр с сестрёнкой мой сын выбегает из комнаты со словами: «Стоп игра! Я придумал кое-что!». Он рисует за рабочим столом нужный для его замысла атрибут, вырезает картинку или приносит лист с изображением. Брат объясняет сестре, что он принёс. Ни разу не было такого, чтобы дочь отказалась принять в игровой мир эти элементарные самодельные предметы. Она охотно откликается на развитие сюжета: да, пусть топор нарисованный, но срубить пластмассовое дерево им под силу.
Использование реальных предметов и бросового материала стимулирует игровую деятельность. В оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Сюжетно-ролевые игры на бытовые темы
Участвуя в играх с бытовыми сюжетами, дети осваивают систему взаимоотношений в семье, учатся выполнять свои домашние обязанности, овладевают навыками самообслуживания.
Идем на прогулку
Цель: учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.
Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.
Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.
После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению
Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек
Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.
Дочки-матери
Цель: побуждать детей воспроизводить семейные отношения и творчески их интерпретировать; знакомить с широким спектром домашних обязанностей; раскрывать нравственный смысл поступков взрослых; воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.
К участию в игре привлекаются и мальчики, и девочки. Обычно они выполняют роли родителей или бабушек, дедушек и других взрослых родственников. Роль детей отводится куклам.
Сначала все вместе должны воссоздать домашнюю обстановку: расставить мебель, разложить вещи. Также детям нужно договориться, кто какие роли будет выполнять. Воспитатель может лишь наблюдать за этим процессом и помогать решить конфликтные ситуации. Лучше всего не пускать игру на самотек, а предлагать детям «прожить» конкретные ситуации:
- «Собираем детей в садик»;
- «Выходной день»;
- «Большая уборка»;
- «Ремонтируем табурет»;
- «За обеденным столом» и т.д.
Ход игры должен предполагать не только общение между детьми, но и содержать элементы труда. Перед игрой можно прочитать детям рассказ на семейную бытовую тему, а потом обсудить его и предложить продемонстрировать правильную модель поведения в описанной ситуации через игру.
В гостях у Мойдодыра
Цель: формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.
В начале игры воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу принесли посылку от Мойдодыра. Если нужно, можно рассказать о том, кто это такой, показать мультфильм или прочитать одноименную книгу и рассмотреть ее иллюстрации.
Далее дети знакомятся с содержимым посылки, изучают назначение каждого предмета. Воспитатель предлагает, используя полученные средства личной гигиены, научить кукол пользоваться ими.
Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.
Встречаем гостей
Цель: научить детей готовиться к приему гостей, делать уборку, правильно сервировать стол; развивать навыки сотрудничества; прививать потребность постоянно поддерживать чистоту.
Воспитатель предупреждает детей, что к ним сегодня придут в гости ребята из другой группы. Поэтому нужно хорошо подготовиться к их приему.
Есть два варианта проведения игры:
- дети делятся на группы, и каждая выполняет отдельное задание (убрать, накрыть стол, продумать, чем занять гостей);
- дети действуют коллективно, и все задания выполняются поочередно.
После подготовки дети принимают гостей.
К этому типу игр еще относятся такие «У меня есть младший брат», «Маленькие питомцы», «Собираем урожай».
Сюжетно-ролевая игра средняя группа
-
Космический полет.
Детям предлагается совершить космический полет. Дети обсуждают будущий проект, уточняют свои роли (кто наблюдает и контролирует с земли, а кто будет в космосе, кто будет фотографировать, контролировать здоровье и проч.). Проводится диалог во время полета: космонавты рассказывают о самочувствии и видах, центр управления задает вопросы. Сюжет можно развить, сделав вид, что корабль поломался, встретился с инопланетянами или сел на неизвестную планету. -
Уборка урожая.
Детям воспитатель показывает булку или хлеб, спрашивает, откуда он появился. Просит ребят распределить роли между собой: водитель, комбайнер, механик, повар. Сначала комбайнер убирает зерно в бункер. Потом водитель автомобиля доставляет его на элеватор. Потом повар готовит горячий хлеб и отвозит комбайнерам. -
Ферма с животными.
Сначала дети строят ферму, потом распределяют роли доярок, ветеринара, пастухов. Пастух пасет коров, доярки приходят, чтобы надоить молока. Одна жалуется, что заболела корова. Ветеринар осматривает животное и назначает лечение. -
Ярмарка.
Воспитатель у детей интересуется, какие овощи и фрукты созревают осенью. Потом предлагает ребятам продать урожай. Продавцы должны описать свой товар так, чтобы его захотелось купить. Покупатели общаются с продавцами, торгуются. -
ПДД.
Детям примеряют роли автомобилей и автобусов. Другие – пешеходы. В центре стоит светофор, показывает цвета, а ребята двигаются соответственно.