Образование государства русь

Восточные славяне и Киевская Русь

Восточные славяне

В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.

Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).

Русь и Киевская Русь

По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные города – Новгород и Киев.

https://youtube.com/watch?v=AEzb-YYyC2o

В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.

Первый правитель Руси – это варяжский князь Рюрик (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей — Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге, к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.

В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.

Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.

Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром. В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
При Ярославе был принят первый свод законов Древней Руси – Русская Правда.
В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха, Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.

На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы».

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.

В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк. Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович, он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Как бы там ни было, но в 988 году произошло крещение всей Руси «огнем и мечом», что имело просто огромные последствия для страны. Благодаря крещению, активными темпами началось развитие культуры, из Византии приглашали мастеров для строительства храмов, началось развитие иконописи, на древнеславянский язык начали переводиться христианские книги, при церквях стаи обучать грамоте, заботиться о нищих и больных. Кроме того, укрепилась личная власть Владимира, укрепилось единство страны, поднялся авторитет Руси на международной арене.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов

Оценки деятельности Владимира в историографии

Период княжения варягов

Племена в Древней Руси жили обособленно. Они вели отдельное хозяйство и самостоятельно защищались от вражеских набегов. Со временем отстаивать владения своими силами стало труднее. Славяне пришли к мысли об объединении. Оказалось, что это непросто сделать. Привыкшие к власти вожди племен, не смогли прийти к единому соглашению. Каждый правитель хотел стать во главе объединенного княжества.

В 862 году правители пригласили варяга Рюрика на княжение. Новый князь пришел с двумя братьями, которым доверили управлять на территориях. Вскоре братья умерли, и Рюрик стал единоличным правителем Новгородского княжества на Руси. Семнадцать лет он правил княжеством. Так началась эпоха Рюриковичей в истории становления русского государства.

Причины образования древнерусского государства

Предпосылки для объединения восточных славян зарождались задолго до образования великой страны. Главные причины:

  • Защита от врагов. Племена славян соседствовали с очень сильными государствами. На севере господствовали воинственные норманны, регулярно требовавшие откупа. На юге реальную угрозу представлял Хазарский каганат, которому также нужно было платить дань. Для противостояния внешним врагам нужно было объединяться.
  • Обесценивание родовых связей. Если до IX века славяне жили родовыми общинами, в которых царило равенство, то после произошло разъединение семей. Благодаря военным походам, торговле появились богатые и бедные роды.
  • Разделение людей на сословия. Богатые семьи становились старейшинами, родовой знатью. Активные участники военных походов превратились в дружинников, которые получали дары за защиту общины. Также появились купцы, ремесленники и простые крестьяне, работавшие на земле.
  • Разрастание поселений. В IX веке люди активно пользовались речными и сухопутными торговыми путями. Старейшины, купцы, ремесленники, земледельцы старались селиться в стратегически важных местах, благодаря чему появлялись города.

В результате увеличилось количество жителей. Изменились порядки, общественный строй. Старейшины превращались в князей. Их власть со временем стала государственной. Дары, которые раньше люди добровольно преподносили воинам и старейшинам, стали обязательной данью.

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.

Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)

Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.

Владимир I Cвятославич. Братоубийственная война за киевский стол

У Святослава, как это было принято у язычников, было несколько жён. Его сыновья Ярополк, Олег и Владимир, судя по всему, были от разных матерей. Младший, Владимир, был сыном простой ключницы Малуши. Братья попрекали Владимира низким происхождением. По наущению Добрыни, брата Малуши, новгородцы выпросили сына ключницы себе в князья.

С 972 по 980 г. в Киеве правил Ярополк. Под его «рукой» находились все русские земли. Видя, что Русь устала от кровопролитных походов, Ярополк вёл политику подобно Ольге. Он тайно принял крещение (возможно, под влиянием своей первой жены-гречанки), но от этого отношения с Византией не улучшились, и Ярополк искал опоры в христианской Европе — в Риме и в Германии.

Главной задачей Ярополка было укрепление своей власти и подчинение древлян и новгородцев. Летописец Нестор рассказывает, что однажды Лют, сын престарелого воеводы Свенельда, столкнулся на охоте с древлянским князем Олегом, и тот убил Люта за то, что он посмел охотиться в его владениях. Свенельд затаил злобу на Олега и стал подговаривать Ярополка идти на брата и захватить его земли. Вняв совету Свенельда, Ярополк отправился в древлянские земли. Ему навстречу выступил Олег с войском. В битве победил Ярополк. Олег и остатки его воинства хотели укрыться в городе Овруче. Но, переправляясь через мост над глубоким рвом, окружающим Овруч, Олег упал в ров и разбился. Ярополк узнал о смерти брата лишь на следующий день, когда услышал о его гибели от очевидца. Найдя тело Олега, он оплакал его, обвинив Свенельда в смерти брата.

Древнерусская
кольчуга

Тем временем весть о гибели Олега от руки Ярополка дошла до Владимира в Новгороде. Испуганный Владимир бежал к варягам. Ярополк подчинил себе Новгород и стал единовластным правителем Руси.

В 980 г. Владимир с варяжской дружиной напал на Новгород и вызвал Ярополка на битву. Готовясь к походу на Киев, он решил покорить Полоцк, где княжил Рогволод, чья дочь, красавица Рогнеда, была невестой Ярополка. Владимир убил Рогволода и его сыновей и силой взял в жёны Рогнеду, высокомерно называвшую его сыном рабыни.

Подойдя к Киеву, где княжил Ярополк, Владимир осадил город. Ярополк бежал на юг, в городок Родню, на месте впадения реки Рось в Днепр. Владимир осадил Родню, и там начался страшный голод. Воевода Блуд, занявший место умершего от старости Свенельда, предал Ярополка Владимиру. На встрече, на которой Ярополк хотел просить у брата мира на любых условиях, варяги закололи Ярополка.

Варяг.
Фрагмент
настенного
ковра. XII в.

Так язычники севера снова нанесли удар христианам во главе с Ярополком, собравшимся на юге страны. Христиане пытались ввести Киевскую Русь в ряд цивилизованных стран Европы и Азии, а старая языческая знать, опирающаяся на такую же языческую Скандинавию, не хотела перемен в политике «войны и торговли».

Победив брата, Владимир должен был считаться с язычниками, которые помогли ему захватить Киев. Став князем, он выставил в Киеве новые идолы языческих богов во главе с Перуном. Но о «торговом» Велесе в этой языческой плеяде «Повесть временных лет» умалчивает. Возможно, отсутствие Велеса означало, что Владимир всё же ощущал необходимость перемен.

Принятие христианства

Среди мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси как централизованного государства, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира поднять авторитет языческих богов (980)

С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество исчерпало себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.

Основные причины принятия христианства:

  • необходимость централизации власти в государстве и укрепления позиций великого киевского князя, который считался бы божьим ставленником;
  • желание поднять международный авторитет Древней Руси.

На тот момент уже существовали основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Соседи Руси — хазары — исповедовали иудаизм. При выборе веры Владимир, взвесив все плюсы и минусы каждой из указанных религий, остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям и было издавна известно на Руси (легендарное путешествие апостола Андрея Первозванного в I в., крещение киевских правителей Аскольда, Дира и княгини Ольги). Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти и допускала проведение богослужений на понятном для большинства народа языке, а не на латыни.

Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.

Православие (правильная вера) — государственная религия Киевской Руси (с 988 г.), одно из главных направлений христианства. Православная церковь оформилась в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную

Первый правитель Руси, принявший христианство

При Владимире I (называли «Владимир красно солнышко») было принято христианство в качестве государственной религии. Но, согласно летописи, эта религия была давно распространена на Руси. Так, крещение принимали отдельные люди: Кирилл и Мефодий, Дир и Аскольд, княгиня Ольга.

Крещение Ольги

Крещение Владимира произошло в городе Корсуни (это Херсон) — в центре Византийских владений в Крыму.

До этого события киевская дружина помогала императору Византии Василию II подавлять мятеж полководца Варды Фоки. За помощь император обещал отдать за Владимира свою сестру Анну. Но император не сдержал слово. Поэтому князю пришлось осадить Корсунь и заставить царевну стать его женой, а самому принять крещение. Владимира давно привлекала греческая вера.

Владимир и Анна

Князь крестился сам и крестил бояр, а потом и весь народ. Но христианская религия распространялась медленно. Многие жители Руси сопротивлялись, они не хотели предавать своей языческой веры. Быстрее всего христианство устанавливалось в Новгороде и Киеве, на окраинах позднее.

Крещение Руси Владимиром

Образование древнерусского государства

От классов — к государству

В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».

Древнерусское государство в X—XI вв.

Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.

Начало государственности Руси

Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане…».

Олег у стен Киева. 882 г.

Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.

Почему именно Киев стал столицей Руси?

Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.

Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.

https://youtube.com/watch?v=9S4iSeNMvp8

Вопросы для самопроверки

  1. На каких территориях жили древние славяне?
  2. Кто такой Велес?
  3. С какой целью Рюрик с братьями прибыли в славянские города?
  4. В каком городе княжил Рюрик?
  5. Как звали сына Рюрика?
  6. Что называли городищем в Древней Руси?

Ответы

  1. На территориях бассейнов рек Вислы, Западного Буга, Днепра, на побережье Балтийского моря.
  2. Языческий бог славян, покровитель домашнего скота.
  3. С целью защиты славянских земель от набегов внешних врагов и междоусобицы.
  4. В Новгороде.
  5. Игорь.
  6. Укрепленный участок с постройками, обнесенный земляным валом и высокой деревянной изгородью.

Поделиться ссылкой

Правление княгини Ольги

Место убитого древлянами Игоря княжеский престол заняла его вдова Ольга, так как сын Святослав был еще мал. Насчет происхождения княгини существует несколько версий. Откуда она взялась, какая у нее была внешность, доподлинно неизвестно. Изображение княгини Ольги история нам не оставила. Однако, по описанию летописца, она была умна, красива и обладала твердым и суровым характером.

Жестоко наказала она древлян, погубивших мужа. Княгиня уничтожила две группы послов, пришедших сватать ее за князя древлян Мала. Но этого ей было мало. Вместе со своей дружиной она сожгла столицу племени город Искоростень. Это сражение унесло жизни около 5000 древлянских воинов. Многих Ольга отдала в рабство, а оставшееся население обложила данью. В следующем году княгиня пошла войной на Новгородчину. И здесь Ольгу ждал успех.

Княгиня Ольга

Княгиня совершила много славных походов, где проявляла чудеса жестокости. Со временем она услышала о христианстве. В этой религии говорилось о том, Бог велит быть великодушным к врагам, молиться за них, проявлять к ним добро и даже любить. Ольга изменилась и решила принять христианство. В 955 году она поехала в Царьград.

Крестил ее сам император Константин VII, который дал ей имя древней царицы Елена. Так звали древнюю царицу, мать Константина Великого. Многие из приближенных Ольги также приняли христианство. По приезде домой княгиня распорядилась начать строительство церквей. Они были воздвигнуты в городах Киев, Псков, Витебск.

После крещения Ольга не нападала на чужие земли. Но самоотверженно защищала Киев от печенегов. В 968 году, когда злейшие враги русских осадили Киев, княгиня взяла руководство по защите столицы в свои руки. Последние годы жизни она провела в молитвах и заботе о больных и бедных.

За время княжения Ольга принесла много пользы государству, а именно:

  • Установила норму дани.
  • Укрепила границы Древней Руси.
  • Положила начало распространению христианства.
  • Укрепила власть на местах.

Княгиня Ольга умерла 11 июля 969 года. Через некоторое время она была причислена к лику святых.

Первые князья Киевской Руси. Становление государства

Первого правителя Руси Рюрика сменил князь Олег Вещий (879-911 гг.). Факты о его правлении:

  1. В 882 году Олегу удалось захватить Смоленск, Любеч и Киев. Согласно летописям, он выманил из города правителей Киева — Аскольда и Дира — и убил их. Причиной стало их «некняжеское происхождение». Так, Киев стал «матерью городов русских».
  2. Покорил древлян, северян и радимичей.
  3. Князь ввел специальный налог — «полюдье».
  4. В 907 году совершил успешный поход в Византию, результатом которого стало заключение мирного договора между государствами. Согласно ему, русские купцы обрели право торговли в Константинополе без каких-либо пошлин. Еще один мирный договор был заключен в 911 году.

Согласно преданиям, князь Олег скончался в 912 году от укуса змеи.

Следующим правителем Киевской Руси становится князь Игорь (912-945 гг.), сын Рюрика.

  1. В годы его правления возникли племена печенегов, на долгие годы ставшие врагами Руси.
  2. В 941 году князь Игорь отправился с походом в Византию, что нарушило договор 911 года. Князь потерпел поражение в битве на море, после чего решил объединиться с печенегами. Второй поход был успешнее, однако новый мирный договор не был столь же выгодным для Руси, как тот, что был заключен князем Олегом.
  3. Для финансирования походов в Византию Игорь повысил налоги и дань. Именно это и погубило его. В 945 году при попытке вторичного сбора дани в Искоростени его убили восставшие древляне.

Место правителя Руси перешло жене Игоря — княгине Ольге (945-964 гг.).

  1. Княгиня наказала древлян за смерть Игоря. По ее приказу были убиты их старейшины, князь Мал и другие простые люди. Кроме этого, был сожжен племенной центр — город Искоростень. После Ольга возложила на них тяжкую дань.
  2. Княгиня изменила систему налогообложения. Во избежание повтора истории с древлянами она создала в племенах погосты (места сбора дани) и уроки (точные суммы дани). Дань собирали представители княжеской власти — тиуны. Таким образом, Киевская Русь превращалась в государство с административным делением и аппаратом власти.
  3. Ольга поспособствовала укреплению отношений с Византией.
  4. В 956 году она посетила Константинополь и приняла там христианство. Интересно, что ни ее сын Святослав, ни ее соратники не приняли крещение вместе с ней.

После Ольги на престол взошел ее сын Святослав Игоревич (964-972 гг.).

  1. Значительную часть своего правления князь Святослав провел в военных походах, которые имели большой успех и укрепили оборону государства.
  2. Благодаря стараниям Святослава, в 965 году был разбит Хазарский каганат.
  3. В 970 году между Русью и Византийским государством началась настоящая война. Византия была недовольна, что Святослав активно завоевывает земли Дунайской империи и, более того, намерен сделать Переяславец на Дунае своей новой столицей. В начале военного конфликта, победа была на стороне Святослава, однако позднее князь вместе с войском был загнан в угол. Несколько месяцев они провели в крепости Доростол на территории Дунайской Булгарии. Осада отняла много сил у обеих сторон. Поэтому они решили заключить мирный договор. Русь уступала земли Булгарии, но сохраняла свою армию.
  4. Князь Святослав Игоревич мало занимался внутренней политикой государства, фактически всем продолжала управлять его мать — Ольга.
  5. После смерти князя на Руси начался этап междоусобиц.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все для всех
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: